09.04.2008
Наказание за встречку: когда штраф, а когда лишение? 12 ситуаций
Первые две части статьи 12.15 практически не вызывают спорных ситуаций. Ситуация 1. Вы заняли место в организованной колонне, будь то автобусы с детьми или военные машины или совершили обгон справа. Прав за это не лишат, но 500 рублей заплатить придется. (Часть 1 статьи 12.15).
Примечание - даже если единственный легальный выезд со двора заблокирован пожарной машиной, например, а выехать на дорогу можно еще и по тротуару, воспользоваться пешеходной дорожкой вы не имеете права. В противном случае придется заплатить штраф.
Гораздо коварнее и опаснее по последствиям 3-я и 4-я части злополучной статьи 12.15.
Примечание - если нет возможности объехать препятствие справа, как это полагается правилами, можно воспользоваться встречной полосой, предварительно уступив дорогу всем, кто по ней движется. Автоинспекторы не должны наказывать вас за такой маневр - сообщил Российской газете заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин. Препятствием принято считать объект, который не может двигаться, например, упавшее дерево или столкнувшиеся автомобили. А вот машины, которые заняли все ряды и ждут стрелки своего светофора не препятствие. Кстати, этого термина нет в официальных документах. Сотрудник ГИБДД сам определяет, что является препятствием, а что нет.
По части 4 чаще всего лишают прав, даже за незначительные нарушения. Если вы не видели знака «обгон запрещен», а дорога хорошо просматривается, то все равно закон нарушен. Примерно 80 процентов решений судов выносится в пользу сотрудников ГИБДД.
Ситуация 11. Лишится прав и тот водитель, который проехал по встречной полосе улицы, на которую он повернул.
Парадоксально, что понятия «встречная полоса» не существует ни в правилах дорожного движения ни в КоАП, нигде; как не существует и зафиксированных понятий, что является пересечением сплошной полосы разметки. Поэтому инспекторы ДПС трактуют это как хотят, а хотят они обычно, чтобы это было выгодно им: пересек хоть одним колесом сплошную линию - виноват. Зачастую определяет нарушение инспектор, который стоит за 50 метров до места, а протокол составляет и вовсе сотрудник, который сидит в патрульной машине. На все это необходимо обращать внимание и указывать в протоколе. Правда? и это не гарантия, что суд вас оправдает.
Нередко постановления суда выглядят вовсе бредово. В практике юриста Коллегии Правовой Защиты Марата Бикбова недавно был случай, когда водитель двигался по дороге с односторонним движением задним ходом навстречу движению. Правила не запрещают такой маневр. Однако водителя остановил сотрудник ДПС, составил совершенно правильную схему, на которой было видно, что автомобиль двигался задним ходом и ...отобрал у автовладельца права, почему-то сославшись на ст. 12.15 часть 4 «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения». Самое удивительное, что судья согласился с инспектором, что за это надо наказать водителя и лишил его права управления автомобилем на 5 месяцев.
Если вас остановили «за встречку» в такой ситуации, обязательно заполните графу «Объяснения» - советует юрист Коллегии Правовой Защиты Марат Бикбов. Следует написать, например, «не было технической возможности выполнить пункт правил дорожного движения» - нарушение какого пункта вам вменяют - с радостью подскажет инспектор. Полезно также сфотографировать место и расположение вашего автомобиля и препятствия. В идеале нужно, чтобы в кадр попало название улицы или какой-то другой ориентир, а мнение сотрудника ДПС по поводу вашего нарушения записать на диктофон. Все собранные материалы необходимо в письменной форме попросить приобщить к делу судью либо того, кто занимается правонарушением в ГИБДД. После заполнения протокола перестает действовать презумпция невиновности. Это означает, что когда протокол составлен, вам придется доказывать свою невиновность. В суде протокол и рапорт-схема являются доказательством того, что вы нарушили. К тому же у судьи обычно «нет оснований не доверять сотруднику ГИБДД». В связи с этим нужно постараться сделать все, чтобы дело до суда не дошло.
Если вы попали в спорную ситуацию и считаете себя правым, а инспектор незаслуженно отобрал водительское удостоверение, вы имеете право подать на него жалобу. Для этого нужно знать его имя, фамилию и должность. Жалобу надо писать в подразделение, где служит сотрудник ГИБДД, на имя его начальника, а также на имя вышестоящих руководителей ГИБДД вплоть до начальника департамента безопасности дорожного движения МВД Виктора Кирьянова. В ней необходимо изложить свою точку зрения, составить схему, если сотрудник ГИБДД составил ее неправильно, приложить фотографии. Неплохо было бы попасть на прием к начальнику подразделения и добиться, чтобы он лично приехал на место «совершения правонарушения». Пусть даже и спустя некоторое время после конфликта.
Статья 12.15 КоАП неоднозначна. Так, лишать автомобилиста водительского удостоверения за то, что он пересек сплошную линию разметки из-за того, что его вытеснили в пробке или он объезжал препятствие, не создав помех - слишком строгое наказание. Это отнюдь не значит, что нарушения нужно поощрять. Однако часть наказаний не соответствуют степени общественной опасности, которую водитель создает своим поступком. |