22.11.2007
Retail: карьера в сетевом форматеВ советские времена, когда на потребительском рынке царил тотальный дефицит продуктов питания, да и магазинов было куда меньше, профессия торгового работника считалась весьма престижной. Работать в торговле мечтали многие, и конкурс в профильные вузы были одним из самых высоких. Сегодня ситуация изменилась: полки многочисленных супер-, мега- и гипермаркетов заполнены продуктами, постоянно открываются новые торговые точки, а дефицитными стали... сами работники ритейла.
В сегменте retail наиболее востребованы директора супермаркетов (иногда их называют «управляющими магазинами»). В обязанности этих сотрудников входит полное руководство магазином: организация торгового процесса, планирование и контроль работы персонала, формирование ассортимента, взаимодействие с контролирующими органами. Общие требования – высшее образование (желательно экономическое), успешный опыт руководящей работы в продуктовой рознице от двух лет, в иностранных компаниях к этому списку добавляется уверенное владение английским.
Как правило, директоров супермаркетов «выращивают» внутри торгового предприятия. «Такие сотрудникии владеют бизнес-схемами конкретной торговой сети, прошли все обучающие программы, стажировки, знают специфику работы линейного персонала, - говорит Марина ЕФРЕМОВА, директор департамента подбора и обучения персонала компании «Седьмой континент». – Надо отметить, что в нашей компании внутренние кандидаты проходят конкурсный отбор наряду с внешними соискателями. Кандидаты на вакантные позиции должны обладать глубокими профессиональными знаниями, уметь стратегически мыслить, стремиться к профессиональному развитию и обучению». Чтобы закрыть вакансию управляющего магазином, некоторые работодатели привлекают кандидатов на позицию заместителя директора-стажера с последующим повышением – разумеется, если стажер успешно справляется со своими обязанностями. Например, такой метод успешно применяется в компании «Рамэнка». «Требования к кандидатам следующие – возраст до 27 лет, высшее образование (менеджмент, экономика, маркетинг), обучаемость, гибкость, - рассказывает Владимир БАЗАРБАЕВ, менеджер отдела персонала компании. – Также желательно, чтобы соискатель владел английским языком, поскольку часть наших топ-менеджеров - иностранцы. Наличие опыта работы в торговых сетях необязательно».
Закупки
Самые нужные специалисты этой группы - категорийные менеджеры. Требования, предъявляемые ним, следующие: высшее образование (экономическое или маркетинговое), опыт работы от года, аналитический склад ума, отличные коммуникативные навыки. «Данный специалист управляет закупками определенной категории товара для всей торговой сети, – поясняет Елена ЦУКАНОВА, директор по персоналу компании «Азбука вкуса». – Анализирует рынок по этой категории, ведет переговоры с поставщиками, чтобы получить максимально выгодные условия». Сама позиция категорийного менеджера появилась у нас 2-3 года назад, поэтому «готовых» специалистов на рынке крайне мало. Для отдельных супермаркетов в составе крупных ритейл-сетей закупки осуществляют товароведы. Они отвечают за оперативное пополнение всего ассортимента, заказывают скоропортящуюся продукцию. Требования к ним зависят от специфики конкретной сети. «Мы работаем в премиальном сегменте, поэтому заинтересованы в кандидатах с опытом на позиции товароведа от 1,5 лет в московском регионе, отлично знающих ассортимент продуктов класса premium, - продолжает г-жа Цуканова. – Успешный соискатель должен иметь высшее образование, желательно торговое, быть коммуникабельным, уметь мыслить системно».
Business development
Основная задача директора по развитию сети - максимально эффективное использование бюджета, выделяемого руководством на открытие новых торговых точек. «Потенциальный кандидат должен иметь представление обо всех процессах, происходящих как во всей сети, так и в каждом магазине, знать, как строится работа в кассовой зоне и на складе, уметь взаимодействовать с поставщиками и вести переговоры с иностранными партнерами, - рассказывает Юрий ЕФРОСИНИН, коммерческий директор компании «Kelly Services Центральная Россия». – Соискателю важно обладать хорошими организаторскими способностями и навыками управления персоналом, опытом работы в розничной сети, знать английский». Иногда, чтобы закрыть вакантную позицию, компании готовы рассматривать соискателей из смежных сфер. «На должность директора по развитию могут претендовать кандидаты с предыдущим успешным опытом работы в сфере услуг, - говорит Елена Цуканова. – Главное, чтобы человек был заинтересован в работе с продуктами питания, хорошо понимал вкусы и пристрастия нашей целевой аудитории. Профиль вузовского диплома для такого специалиста не так важен, однако высшее экономическое образование является предпочтительным».
В некоторых сетях департамент развития «ведет» новые торговые точки непосредственно до открытия, в других - занимается только поиском и арендой (либо приобретением в собственность) новых торговых площадей. В сетях второго типа на позиции директоров и менеджеров по развитию могут принимать специалистов с предыдущим опытом работы в недвижимости. Так, на позицию менеджера по развитию, которому предстоит заниматься исключительно поиском новых объектов под торговые точки и заключением договоров аренды, вполне может претендовать риэлтор с опытом работы от года, специализирующийся на аренде коммерческой недвижимости. Бэк-офис
Наряду с «профильным» торговым персоналом розничным сетям требуются грамотные системные администраторы, бухгалтеры, HR-менеджеры, маркетологи и другие специалисты. Например, сегодня в ритейле очень востребованы тренинг-менеджеры. «Кандидат на эту позицию должен иметь психологическое или педагогическое образование, быть харизматичным, - считает Елена Цуканова. – Это необходимо для того, чтобы заинтересовать аудиторию – линейных сотрудников, многие из которых впервые проходят внутрикорпоративное обучение». Как показывает практика, специалисты с опытом работы в тренинговых компаниях плохо приживаются в розничных сетях. «У них не всегда есть понимание особенностей работы в бизнес-подразделении, нацеленном на конечный финансовый результат, зачастую они не могут адаптироваться к напряженному графику ритейлеров», - поясняет г-жа Цуканова.
Карьерный рост
Розничная торговля сегодня – одна из наиболее перспективных сфер бизнеса с точки зрения развития карьеры. Всего за несколько лет здесь вполне реально дорасти от рядового сотрудника до топ-менеджера. «За 13 лет работы нашей компании подобных случаев было немало. Так развивалась карьера многих топ-менеджеров «Седьмого континента». Они пришли к нам простыми продавцами, потом взяли на себя управление магазинами, а со временем стали директорами департаментов», - вспоминает Марина Ефремова.
Таблица заработных плат в сетевой розничной торговле продуктами питания, $*
Позиция Российские компании Иностранные компании Управляющий магазином 3000-7000 3000-8000 Менеджер по развитию торговой сети 2000-5000 3000-8000 Заместитель управляющего 800-4000 1000-5500 Начальник секции 600-2000 800-3000 Администратор торгового зала 700-1000 1000-1500 Товаровед 700-1500 800-1700 *По данным КА АНКОР и Coleman Services ТОЧКА ЗРЕНИЯ
|