КМВ, Пятигорск
Ставропольский край • Ставрополь • КМВ • Пятигорск • Ессентуки • Кисловодск • Железноводск • Минводы • Георгиевск
Региональный информационный портал Кавминвод
---- Retail: карьера в сетевом формате
Забыли пароль?



  Сделать стартовой  Добавить в избранное     Поиск  Обратная связь  Карта сайта  Версия для печати

Мизери

 
 
СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАРМОНИЯ ИМ. В.И. САФОНОВА
 
 



Валерия
 


22.11.2007

Retail: карьера в сетевом формате

В советские времена, когда на потребительском рынке царил тотальный дефицит продуктов питания, да и магазинов было куда меньше, профессия торгового работника считалась весьма престижной. Работать в торговле мечтали многие, и конкурс в профильные вузы были одним из самых высоких. Сегодня ситуация изменилась: полки многочисленных супер-, мега- и гипермаркетов заполнены продуктами, постоянно открываются новые торговые точки, а дефицитными стали... сами работники ритейла.
 
Менеджмент
 
В сегменте retail наиболее востребованы директора супермаркетов (иногда их называют «управляющими магазинами»). В обязанности этих сотрудников входит полное руководство магазином: организация торгового процесса, планирование и контроль работы персонала, формирование ассортимента, взаимодействие с контролирующими органами. Общие требования – высшее образование (желательно экономическое), успешный опыт руководящей работы в продуктовой рознице от двух лет, в иностранных компаниях к этому списку добавляется уверенное владение английским.

Как правило, директоров супермаркетов «выращивают» внутри торгового предприятия. «Такие сотрудникии владеют бизнес-схемами конкретной торговой сети, прошли все обучающие программы, стажировки, знают специфику работы линейного персонала, - говорит Марина ЕФРЕМОВА, директор департамента подбора и обучения персонала компании «Седьмой континент». – Надо отметить, что в нашей компании внутренние кандидаты проходят конкурсный отбор наряду с внешними соискателями. Кандидаты на вакантные позиции должны обладать глубокими профессиональными знаниями, уметь стратегически мыслить, стремиться к  профессиональному развитию и обучению».

Чтобы закрыть вакансию управляющего магазином, некоторые работодатели привлекают кандидатов на позицию заместителя директора-стажера с последующим повышением – разумеется, если стажер успешно справляется со своими обязанностями. Например, такой метод успешно применяется в компании «Рамэнка». «Требования к кандидатам следующие – возраст до 27 лет, высшее образование (менеджмент, экономика, маркетинг), обучаемость, гибкость, - рассказывает Владимир БАЗАРБАЕВ, менеджер отдела персонала компании. – Также желательно, чтобы соискатель владел английским языком, поскольку часть наших топ-менеджеров - иностранцы. Наличие опыта работы в торговых сетях необязательно».
Закупки

Самые нужные специалисты этой группы - категорийные менеджеры. Требования, предъявляемые ним, следующие: высшее образование (экономическое или маркетинговое), опыт работы от года, аналитический склад ума, отличные коммуникативные навыки. «Данный специалист управляет закупками определенной категории товара для всей торговой сети, – поясняет Елена ЦУКАНОВА, директор по персоналу компании «Азбука вкуса». – Анализирует рынок по этой категории, ведет переговоры с поставщиками, чтобы получить максимально выгодные условия». Сама позиция категорийного менеджера появилась у нас 2-3 года назад, поэтому «готовых» специалистов на рынке крайне мало.

Для отдельных супермаркетов в составе крупных ритейл-сетей закупки осуществляют товароведы. Они отвечают за оперативное пополнение всего ассортимента, заказывают скоропортящуюся продукцию. Требования к ним зависят от специфики конкретной сети. «Мы работаем  в премиальном сегменте, поэтому заинтересованы в кандидатах с опытом на позиции товароведа от 1,5 лет в московском регионе, отлично знающих ассортимент продуктов класса premium, - продолжает г-жа Цуканова. – Успешный соискатель должен иметь высшее образование, желательно торговое, быть коммуникабельным, уметь мыслить системно».
  • В 2008 г. компания Х5 Retail Group (сети «Пятерочка» и «Перекресток») запускает нвый франчайзинговый проект по открытию магазинов шаговой доступности под брендами «Пятерочка-экспресс» и «Перекресток-экспресс». Франшизы будут продавать малым предпринимателям, преимущественно владельцам отдельных продуктовых магазинов шаговой доступности в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Другой крупнейший ритейлер, «Мосмарт» в первой половине будущего года планирует открыть гипермаркет в Нижнем Новгороде. В планах сети на 2008 г. – открытие 60 магазинов меньшего формата (80-400 кв. м) в Москве, Нижнем Новгороде и Челябинске.
    По материалам www.rtmag.ru и www.financial-news.ru

Business development

Основная задача директора по развитию сети - максимально эффективное использование бюджета, выделяемого руководством на открытие новых торговых точек. «Потенциальный кандидат должен иметь представление обо всех процессах, происходящих как во всей сети, так и в каждом магазине, знать, как строится работа в кассовой зоне и на складе, уметь взаимодействовать с поставщиками и вести переговоры с иностранными партнерами, - рассказывает Юрий ЕФРОСИНИН, коммерческий директор компании «Kelly Services Центральная Россия». –  Соискателю важно обладать хорошими организаторскими способностями и навыками управления персоналом, опытом работы в розничной сети, знать английский». Иногда, чтобы закрыть вакантную позицию, компании готовы рассматривать соискателей из смежных сфер. «На должность директора по развитию могут претендовать кандидаты с предыдущим успешным опытом работы в сфере услуг, - говорит Елена Цуканова. – Главное, чтобы человек был заинтересован в работе с продуктами питания, хорошо понимал вкусы и пристрастия нашей целевой аудитории. Профиль вузовского диплома для такого специалиста не так важен, однако высшее экономическое образование является предпочтительным».

В некоторых сетях департамент развития «ведет» новые торговые точки непосредственно до открытия, в других - занимается только поиском и арендой (либо приобретением в собственность) новых торговых площадей. В сетях второго типа на позиции директоров и менеджеров по развитию могут принимать специалистов с предыдущим опытом работы в недвижимости. Так, на позицию менеджера по развитию, которому предстоит заниматься исключительно поиском новых объектов под торговые точки и заключением договоров аренды, вполне может претендовать риэлтор с опытом работы от года, специализирующийся на аренде коммерческой недвижимости.

Бэк-офис

Наряду с «профильным» торговым персоналом розничным сетям требуются грамотные системные администраторы, бухгалтеры, HR-менеджеры, маркетологи и другие специалисты. Например, сегодня в ритейле очень востребованы тренинг-менеджеры. «Кандидат на эту позицию должен иметь психологическое или педагогическое образование, быть харизматичным, - считает Елена Цуканова. – Это необходимо для того, чтобы заинтересовать аудиторию – линейных сотрудников, многие из которых впервые проходят внутрикорпоративное обучение». Как показывает практика, специалисты с опытом работы в тренинговых компаниях плохо приживаются в розничных сетях. «У них не всегда есть понимание особенностей работы в бизнес-подразделении, нацеленном на конечный финансовый результат, зачастую они не могут адаптироваться к напряженному графику ритейлеров», - поясняет г-жа Цуканова.
Карьерный рост

Розничная торговля сегодня – одна из наиболее перспективных сфер бизнеса с точки зрения развития карьеры. Всего за несколько лет здесь вполне реально дорасти от рядового сотрудника до топ-менеджера. «За 13 лет работы нашей компании подобных случаев было немало. Так развивалась карьера многих топ-менеджеров «Седьмого континента». Они пришли к нам простыми продавцами, потом взяли на себя управление магазинами, а со временем стали директорами департаментов», - вспоминает Марина Ефремова.
Елена Цуканова приводит пример карьерного роста в «Азбуке вкуса»: «Директор по торговле нашей сети пришел в компанию 10 лет назад. У него было высшее техническое образование, но он не побоялся начинать карьеру с позиции продавца. Уже через месяц его назначили администратором торгового зала, через три года - заместителем директора супермаркета, а еще через два года – директором. На нынешнюю должность он был переведен три года назад. Построить столь успешную карьеру этому специалисту помогли необычайная целеустремленность, трудолюбие, системный подход к работе и коммуникабельность».
Какие специалисты в сфере retail будут наиболее востребованы в будущем? «Крупнейшие сети активно расширяют свою географию, поэтому в регионах увеличится спрос на все категории персонала, особенно на директоров и менеджеров по развитию», – говорит Елена Цуканова. По словам г-жи Ефремовой, в последнее время наметилась тенденция позиционирования магазинов по форматам: гипермаркеты, универсамы, магазины класса премиум и т.д. «В связи с этим будут нужны узкопрофильные специалисты, например, маркетологи, специализирующиеся по отдельным форматам, - поясняет она. – Кроме того, в розничных сетях развивается собственное производство, открываются гастрономические бутики, а вместе с этим появляется спрос на непрофильных для магазинов специалистов: технологов-пищевиков и поваров».

 

Таблица заработных плат в сетевой розничной торговле продуктами питания, $*
 

Позиция

Российские компании

Иностранные компании

Управляющий магазином

3000-7000

3000-8000

Менеджер по развитию торговой сети

2000-5000

3000-8000

Заместитель управляющего

800-4000

1000-5500

Начальник секции

600-2000

800-3000

Администратор торгового зала

700-1000

1000-1500

Товаровед

700-1500

800-1700

 *По данным КА АНКОР и Coleman Services


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Анастасия СВЕШНИКОВА,
руководитель отдела по работе с предприятиями розничной торговли кадрового холдинга АНКОР:

Рынок труда в розничном cегменте FMCG находится в процессе формирования. Индустрия до сих пор испытывает кадровый голод, особенно остро ощущается дефицит персонала миддл- и топ-уровня. Дабы удовлетворить потребности в кадрах, ритейлеры вынуждены привлекать специалистов из других сфер, например, из гостиничной и ресторанной. В нашем портфеле заказов сейчас преобладают позиции среднего и высокого уровня  в управлении магазинами и закупках: директор магазина, заместитель директора, специалист/менеджер по закупкам, категорийный менеджер, руководители отделов.
К сожалению, серьезное профессиональное образование в этой сфере практически отсутствует. Исключение составляют торговые вузы, которые готовят товароведов, однако таких учебных заведений единицы, и они выпускают гораздо меньшее число специалистов, чем требуется рынку. Если говорить о требованиях работодателей, то компании заинтересованы, как правило, в людях с экономическим образованием, уверенно владеющих иностранными языками. Между тем, если посмотреть на успешных специалистов, занятых в крупных торговых сетях, можно заметить - образование у них самого разного профиля.


Возврат к списку







 
Сергей Пенкин
 










О проекте История Награды Связаться с нами Реклама ссылки

Проект "КМВ и Ставропольский край". © ООО ИП АЛЬФА КМВ 2004–2019

357500 Пятигорск, ул. Панагюриште, 16, корпус 2 тел.: (961)485-11-55, (928)348-08-05