14.08.2007
Звездная пыльСюжет «Звездной пыли» — эквивалент известной каждому с детства былины про Ивашку Дурачка, сидевшего долгое время на печи (в нашем случае — торговавшего в магазинах), а потом отправившегося навстречу приключениями. Отсюда и стиль повествования — почти что властелиноколечный, все куда-то идут. Правда, с одной немаловажной особенностью − если Питер Джексон мог не спешить, то у Мэттью Вона события проносятся калейдоскопом живых красок...
В который раз приходится спрашивать себя — откуда всё берется? Почему вопреки логике из ничего образуется наше всё? Кто это сюда поставил, ведь раньше ничего подобного не было? Мы точно знаем — проверяли.
Не возьмемся утверждать, что режиссер Мэттью Вон — полная бездарность и главная ошибка в жизни старушки-матери. Отнюдь. Мистер поставил замечательную гангстерскую ленту «Слоёный пирог», но что в ней было сказочного? Собственно, ничего. Помнится, было насилие, наркотики, Сиенна Миллер, очень много черного юмора и не накаченный, но уже харизматический Дэниел Крэйг. Видите — ничего такого, что хотя бы отдаленно смахивало на склонность режиссера к чему-нибудь Этакому. Мэттью отныне может не страдать ложной скромностью, пребывая в компании зубров и мастодонтов, что не помешает ему разительно отличаться от вышеупомянутых слоняр. Видите ли, «Звездная пыль» — это образец старых сказок, можно даже сказать, пресловутая старая школа. Современный фэнтези-фильм — это, как минимум, трилогия, в которой гоняют дигитальные орды разных страхолюдин, устраивают осады замков и вообще весело и с огоньком проводят время. Создатели подобных и сходных картин любят налегать на мрачность и серьезность − в их компании экранизация книги Нила Геймона кажется легкомысленной девушкой, случайно попавшей на заседание любителей нешуточного отношения к жизни. Сюжет «Звездной пыли» — эквивалент известной каждому с детства былины про Ивашку Дурачка, сидевшего долгое время на печи (в нашем случае — торговавшего в магазинах), а потом отправившегося навстречу приключениями. Отсюда и стиль повествования — почти что властелиноколечный, все куда-то идут. Правда, с одной немаловажной особенностью − если Питер Джексон мог не спешить, то у Мэттью Вона события проносятся калейдоскопом живых красок. Разве что в самом начале, когда сюжетная телега раскочегаривается, приходится прибегать к услугам нарратора, чтобы сдвинуть махину с места. Впрочем, голос за кадром уверенно шутит, всячески показывая, что работа ему не в тягость − и это ему, разумеется, зачитывается. Зато потом — только свист в ушах от череды сменяющих друг дружку сцен и разномастных персонажей, которые уже не идут, а бегут, скачут, носятся кометами и парят в небесах на летающих кораблях. Несмотря на довольно-таки скромных размеров историю, «Звездная пыль» не чурается эпичности. Откуда у режиссера такая опасная черта — уж не хочет ли выехать за счет спецэффектов? Конечно, нет. Хотя если по истории с неба падает звезда, то делает она это с должным размахом — как какой-нибудь совершенно не сказочный, а вполне взаправдашний метеорит. Кстати, Мэттью Вону вовсе необязательно растрачивать силы на обеспечение эпичности — великолепная местность, удивительная музыка и первоклассная операторская работа делают не меньше, чем кудесники из ILM или Weta. Во всем остальном «Звездная пыль» воспринимается на удивление легко, как какой-нибудь привет из детства типа «После дождичка в четверг» с Олегом Табаковым в роли отъевшегося Кощея Бессмертного. Здесь, увы, такого колоритного персонажа не имеется, зато хватает своих — не менее живых и оригинальных. Не хочется скатываться в банальное перечисление, но кто-то ведь должен предупредить вас не сводить глаз (обязательно восторженных) с Роберта Де Ниро или Мишель Пфайффер, которые показывают самые настоящие чудеса. Более молодые лицедеи не уступают оным, но опыт и мастерство скрыть сложнее, чем сияние звезды. Другие еще просто не научились Так, но мы уверены — у них все впереди. Предпосылки в наличии. Невероятные вещи творит и сочетание юмора с экшеном: первый — своевременен и не натужен, а второй — оригинален и красив. Очевидно, что, когда за сценарий отвечает Нил Гейман — сидеть с постной рожей получится только у слепого глухонемого индивида с задержкой в развитии. Ну и, опять же, кто мог подумать, что экшен, особенно под конец, на счет раз будет срывать даже самые крепко прибитые крыши? Такими вы и уйдете со «Звездной пыли» — отдохнувшие духом и слегка пришибленные − в самом хорошем, разумеется, смысле. Не знаем, как вы, а мы находим подобное состояние наиболее близким к определению абсолютного счастья. |