КМВ, Пятигорск
Ставропольский край • Ставрополь • КМВ • Пятигорск • Ессентуки • Кисловодск • Железноводск • Минводы • Георгиевск
Региональный информационный портал Кавминвод
---- Праздник Преображения Господня (Яблочный спас)
Забыли пароль?



  Сделать стартовой  Добавить в избранное     Поиск  Обратная связь  Карта сайта  Версия для печати

Мираж

 
Рок-опера «Юнона и Авось»
 
 
 



Надежда Кадышева
 


19.08.2008

Праздник Преображения Господня (Яблочный спас)

По деревенской заповеди грех есть яблоки до освящения.

- Вся земля стоит на благословении Господнем, - объясняла мать, - в Вербную Субботу Милосердный Спас благословляет вербу, на Троицу - березку, на Илью Пророка - рожь, на Преображение - яблоки и всякий другой плод. Есть особенные Богом установленные сроки, когда благословляются огурцы, морковь, черника, земляника, малина, голубица, морошка, брусника, грибы, мед и всякий другой дар Божий... Грех срывать плод до времени. Дай ему, голубчику, войти в силу, напитаться росою, землею и солнышком, дождаться милосердного благословения на потребу человека!
В. А. Никифорова-Волгина "Яблоки"


В этот день (19 августа) совершается освящение плодов. В России, в тех местах, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, груши, сливы.

Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку. Колосья и виноград приносили в храм в благодарность Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая. Но таинственно-символическое значение этой традиции состоит еще и в том, что природа, искаженная после грехопадения человека, нуждается в обновлении не меньше самого человека. Освящение плодов - символ будущего преображения природы, символ преображения человека, пошедшего за Христом, символ Праздника Преображения Господня, события которого также вспоминаются в этот день.




Православные христиане отмечают сегодня Преображение Господне - один из двенадцати главных праздников, который в народе называется также Яблочным спасом.

Как сообщила пресс-служба Московской патриархии, в этот день, по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, в московских Преображенских храмах пройдут архиерейские богослужения. В храме Христа Спасителя, в комплекс которого входит Преображенская церковь, литургию возглавит архиепископ Истринский Арсений, в храме Преображения в Тушине - епископ Дмитровский Александр, в храме Преображения на Песках - епископ Красногорский Савва.

Праздник Преображения был установлен в IV веке, после того, как святая равноапостольная царица Елена построила храм на месте Преображения Иисуса Христа на горе Фавор.

Согласно Евангелию, Иисус открыл своим ученикам, что Ему надлежит идти в Иерусалим, много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, быть казненным и на третий день воскреснуть. Через несколько дней после этих слов Христос возвел троих апостолов - Петра, Иакова и брата его Иоанна - на гору Фавор и преобразился перед ними. "Просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет", - говорится в Евангелии от Матфея.

Два ветхозаветных пророка - Моисей и Илия - явились преображенному Христу и беседовали с Ним. А из светлого облака, осенившего их, раздался глас Бога-Отца, свидетельствующий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте".

Как считают богословы, Преображением на горе Фавор Христос явил апостолам славу Своего Божества, чтобы во время Его грядущих страданий и смерти они не усомнились в том, что Иисус - Единородный Сын Божий.

Это евангельское предание стало одним из излюбленных сюжетов в русской иконописи. Знаменитые образы Преображения Господня создали такие мастера Древней Руси как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

По традиции, на Преображение после Божественной литургии освящают яблоки и другие плоды. Поэтому в народе этот праздник называют также вторым или Яблочным спасом (первый, Медовый спас отмечался 14 августа).




В Евангелии рассказывается, что уже в конце пути, незадолго до Голгофы, Иисус Христос взял трех своих учеников Петра, Иакова и Иоанна и привел их на гору. По преданию, это была гора Фавор. Сейчас туда организованно поднимаются группы христианских паломников: за сорок минут они достигают вершины, следуя теми же тропами, которыми некогда прошли Христос и Его ученики...

Можно представить себе, как утреннее солнце уже припекало их плечи, в сандалии забивались мелкие камни, а трое апостолов неспешно поднимались все выше и выше, за своим Равви (евр. Учитель). "Зачем Он поднял нас в такую рань, - думалось им, - позвал с Собой, двинулся, не проронив по пути больше ни слова. Что он задумал? И зачем было оставлять всех внизу и карабкаться по этим тропинкам? Ну вот наконец-то и дошли, Куда ты, Равунни? Опять молчит, наверное не слышит... молится..."

Апостолы устали и расположились в тени покореженной маслины: Иоанн с братом - на плащах, а Петр сел на камень, веки его отяжелели и он, опершись на посох, задремал... Вдруг послушался шум листвы, залепетавшей от порыва ветра, это заставило апостолов встрепенуться и они, встревоженные, стали озираться вокруг...

Иисус предстал пред ними: "и просияло лицо Его, как солнце, одежды Его сделались белыми как свет... явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие" (Мф. 17:2).

"Господи! Хорошо нам здесь быть", - воскликнул Петр, сердце его забилось радостно, он вдруг увидел Христа в неописуемой красоте, в каком-то неземном свете. "Если хочешь, Господи, волнуясь протараторил Петр, - сделаем здесь три кущи (то есть три шалаша из древесных ветвей): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии". И пока он это произносил, светлое облако осенило всех и они услышали голос: "Сей есть сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Ученики в ужасе пали на землю, пытаясь закрыться руками, как будто защититься от некой невидимой Силы.

Вдруг все стихло, Иисус медленно произнес: "Встаньте и не бойтесь, - открыв глаза, они увидели только своего Равви, такого же, как и прежде, - никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых". Ученики молча переглянулись и опустили головы. Было время возвращаться назад и путники двинулись по тропе.

Христос готовит учеников к своей смерти. Ученики должны увидеть Его в славе, чтобы не поколебаться в час испытаний. Но полное понимание того, что видели они на горе Фавор не кого иного, но Бога в славе Его, придет к ним значительно позже, после Воскресения, когда в день Пятидесятницы Дух Святой научит их полноте божественной истины. Пока для апостолов Дух Святой - это светящееся облако, которое покрыло их и, вместе с тем, позволило созерцать Божию Славу и слышать его голос.

Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Этот свет преображенного человеческого естества изображается на иконах святых не иначе как нимбами. Слова апостола Иоанна о том, что "Бог есть свет", вовсе не удачная метафора, а знание, опытно приобретенное на горе Фавор.

"Бывают в духовной жизни мгновения, которые так прекрасны, так дивны, говорит митрополит Антоний Сурожский, - что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы... Но мы должны помнить, что это переживание нам дано для того, чтобы принести в темный, скорбный, холодный мир мир сияние Преображения".

В праздничном тропаре (коротком церковном песнопении, посвященном каждому христианскому празднику, дню памяти) есть такие слова: "Да возсияет и нам грешным, Свет твой неприступный". Они выражают стремление верующих к стяжанию Духа Святого, к тому чтобы стать причастниками Божественного света и поделиться этой радостью с ближним.

Ради Праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.




p.s. В православной церкви празднуются три праздника, которые называют Спасом. Первый Спас - медовый, о котором уже рассказывалось на страницах нашего сайта. Второй Спас - яблочный, рассказ о нем помещен на этой странице. Есть еще один праздник, который называют ореховым Спасом. Он празднуется поле Успения Пресвятой Богородицы. Эти три праздника как-бы подводят итог лета. На них благословляются плоды нелегкого летнего труда человека - благодатные дары Божии.
Статья подготовлена по материалам  РИА Новости, Ольги  Липич  и  по материалам   Сети

Возврат к списку







 
Ария. Пятигорск
 










О проекте История Награды Связаться с нами Реклама ссылки

Проект "КМВ и Ставропольский край". © ООО ИП АЛЬФА КМВ 2004–2024

357500 Пятигорск, ул. Панагюриште, 16, корпус 2 тел.: (961)485-11-55, (928)348-08-05