Региональный информационнный портал КМВ :: Полный вперед-назад



На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

16.11.2009

Полный вперед-назад


Что лучше: игнорировать слухи или принимать меры предосторожности, чтобы сохранить работоспособность коллектива в то время, когда панические настроения охватывают сограждан? Искать ответ на этот вопрос вынужден каждый руководитель.



Посткризисный экономический спад плавно перешел в эпидемию, которая стала причиной заметного снижения деловой активности. «Не умер Данило, так болячка додавила», - невесело шутит Александр Дробкович, директор компании «Супер-Престо», пытаясь охарактеризовать сегодняшнее состояние малого бизнеса. - Мне остается только подсчитывать убытки».

Второй удар

Пока сотрудники многих офисов горячо обсуждают эффективность ингибиторов нейраминидазы, мытья рук и марлевых повязок, их начальство хватается за голову: и без того невысокая производительность труда украинских работников стремительно снижается. Если к этому добавить вынужденный трехнедельный отпуск многих молодых мам из-за карантина, объявленного в школах и детсадах, так впору ставить вопрос о жизнеспособности бизнеса.

«Паника возникает тогда, когда человек не может оценить степень угрозы, которую несет та или иная ситуация, и когда широкое распространение получают дезинформирующие слухи. Большое значение имеет и неожиданность пугающего события. Нужно также отметить, что даже незначительная угроза может спровоцировать панику в плохо структурированных коллективах, в которых люди не ощущают своей общности. В подобных случаях эмоциональное заражение, которое сужает сознание и снижает способность к критическому осмыслению, возникает особенно быстро. Так это происходит в толпе, где люди не связаны ничем, кроме инстинктивного подражания», - рассказывает Виктор Сапсир, психолог, бизнес-тренер.

Именно поэтому один из самых эффективных способов прекращения паники - директивное управление. «В том случае, когда руководитель берет на себя ответственность, когда он уверенно, ясно и четко отдает приказы - паника прекращается. И чем быстрее он это сделает, тем лучше. Ведь состояние, в которое входит человек, переживший приступ паники, можно охарактеризовать как повышенную возбудимость и встревоженность, либо, напротив, оцепенение. И то и другое, разумеется, очень негативно сказывается на способности адекватно реагировать на происходящее. А тем более плодотворно трудиться», - рассказывает Олег Асмолов, психолог Центра психологического консультирования «Фактор».

Но ни «страусиная» стратегия, ни показная кипучая деятельность не помогут снять напряжение, считает организационный психолог Оксана Рудько. «Самое мудрое, что могли бы сделать руководители крупных организаций в ситуации, в которой все мы с вами оказались, - пригласить на общее собрание специалиста-медика, который ответил бы на вопросы сотрудников, и проинформировать о том, какие меры руководство собирается предпринять для профилактики. Но насколько мне известно, этого никто не делал. Руководители средних и мелких компаний также могли бы пояснить сотрудникам свою позицию по этому вопросу», - считает г-жа Рудько. Причем делать это нужно оперативно (подробнее - см. бокс «Панику - прочь»). Ведь, по мнению Виктора Сапсира, «молчание руководства будет только поощрять слухи, а попытки опровержения подобных «разговоров» будут способствовать их распространению». Поэтому лучшим противодействием паническим слухам и настроениям в коллективе станет распространение противоречащих им фактов.

Отвлечь и нагрузить

Отличным способом снизить эмоциональное напряжение и разрядить обстановку может стать любое событие, позволяющее отвлечь внимание сотрудников от пугающих известий. Как это ни парадоксально, но преодолеть страх помогает юмор и общение, не связанное с обсуждением угрозы. Небольшая корпоративная вечеринка в коллективах, где поддерживается подобное времяпрепровождение, тренинг или какое-нибудь анкетирование помогут «переключить» внимание людей. Ну а если панические настроения упорно нагнетаются кем-то из сотрудников, Олег Асмолов советует провести с ними разъяснительную беседу и принять меры по их изоляции, вплоть до временного отстранения от работы. «Распространять слухи и сплетни люди любят по одной простой причине - делая это, такой человек повышает свой статус в группе. При этом подобная «информированность» создает впечатление, что такому человеку известны сведения, которые недоступны другим. Вторая причина происходящего связана с желанием людей уменьшить собственный страх, «поделившись» волнующей информацией с другими», - рассказывает г-н Асмолов.

Ну и конечно, можно использовать и хорошо проверенный армейским начальством принцип. Главное, не допустить, чтобы солдат маялся дурью. Люди, которым нечего делать на работе, будут ходить по кабинетам и «накручивать» друг друга. «В специальной литературе приведено огромное количество примеров того, как самые нелепые и невероятные, но вызывающие панику слухи, расходились среди солдат, длительное время ожидающих отправки на фронт, в лагерях беженцев, да и в любых местах, где большое количество людей оторвано от ежедневных дел, но не занято чем-то важным», - поясняет Виктор Сапсир.

«Поэтому руководитель должен обеспечить объем работы и вдохновить коллектив на трудовые подвиги», - полагает г-жа Рудько. Ведь период снижения деловой активности можно использовать для того, чтобы наконец-то завершить важные, но отложенные на неопределенный срок дела.

Ключевые слова Кадры, Карьера,Кризис
Источник www.vd.net.ua

Возврат к списку