Региональный информационнный портал КМВ :: Миллионер в кресле чиновника



На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

04.11.2009

Миллионер в кресле чиновника



В XIX столетии Киев задыхался от коррупции и глупости городских чиновников. Однако появился молодой человек, изменивший ситуацию к лучшему. При нем город 13 лет жил без взяток.

Двести лет назад историк Николай Карамзин сказал, что в Российской империи две беды - дураки и дороги. Тогдашний Киев не являлся исключением. Дороги в губернском городе были отвратительные, немощеные - в распутицу проехать невозможно. Ну а дураков среди городских чиновников всегда хватало. Ни один мало-мальски важный вопрос киевляне не могли решить без взятки. Канцелярии, полиция, суды - всюду коррупция. Печальную картину представлял собой и городской бюджет. Его главной доходной статьей были поступления от монопольной торговли водкой - более 70%! Расходная часть выглядела оригинально. На нужды города направлялось всего 30% средств. Остальные 70% распределялись так: примерно 20% - на зарплату «отцам города», а более 50% - на всякого рода презенты и взятки влиятельным персонам в Петербурге (без этого вопросы в столице Российской империи попросту не решались). На социальные программы, благоустройство города и прочие «мелочи» денег не было. Так продолжалось вплоть до апреля 1839 года, когда в Киеве появился среднего роста круглолицый брюнет с бакенбардами, тучного телосложения, 35 лет от роду. Звали его Иван Иванович Фундуклей. Незадолго перед этим император Николай I назначил его гражданским губернатором Киева.

«Зарплата в конверте» лучше коррупции

Кандидатуру Фундуклея царю предложил всесильный Дмитрий Бибиков - Киевский, Подольский и Волынский генерал-губернатор. Окружение Николая I отговаривало монарха подписывать указ о назначении. Мол, знаем мы этих миллионеров, попадающих в кресло госчиновника, - только и думают о том, как бы перекачать бюджетные средства на счета своих предприятий. А у Фундуклея именно в Киевской губернии и стекольный завод, и сахарный, и овчарный, и земельные владения - 20 тысяч десятин!.. Однако император рассудил иначе: «Этому уж точно денег не надобно - своих девать некуда!» - и подписал указ.

В Киеве поначалу ничто не предвещало «революции местного масштаба» - новый босс, как и его предшественники, начал с личного обустройства. Губернаторский дом на Печерске был в запущенном состоянии. В нем к тому же напрочь отсутствовала мебель - видимо, предыдущий жилец «прихватил» ее с собой к месту нового назначения. Фундуклей распорядился отремонтировать здание, а шикарную мебель выписал из Парижа. Но киевлян поразило не это. Ошеломило то, что и ремонт, и покупку мебели Иван Иванович произвел... за собственный счет.

Справив новоселье, молодой руководитель завел обычай выслушивать утренние доклады подчиненных не в губернском правлении, а у себя дома. Там в неформальной обстановке обсуждались и решались все текущие вопросы. Каждому гостю предлагался завтрак, а также «буфет» - что-то вроде «сладкого» шведского стола (чай, кофе, печенье, пироги, торт, мармелад и прочее).

Новый губернатор стал настоящей катастрофой для киевских коррупционеров. Дело в том, что чиновник, получая взятку, делился со своим начальством, тот - со своим. Вершиной коррупционного айсберга являлся гражданский губернатор, который и позволял своей команде действовать в интересах взяткодателей. А Фундуклей сломал этот четко отлаженный механизм: он подношений не брал.

Как только «взяткодатели» увидели, что вносимая ими мзда не гарантирует нужного результата, они прекратили «золотить ручку» чиновников. И начали искать другие пути. В частности, попытались найти общий язык с управляющим канцелярией губернатора. Ведь от него зависит, какие именно бумаги лягут на подпись к Фундуклею и какими комментариями при этом будут сопровождены... Но не тут-то было! Иван Иванович, дабы исключить подкуп начальника своей канцелярии, доплачивал ему к официальной зарплате еще и жалованье из собственного кармана. Причем «конвертная» сумма - 12 тыс. рублей в год - превышала официальную в десять раз! Для сравнения: киевс­кая горничная за тот же год зарабатывала 36 рублей.

«Черные зарплаты» Фундуклей не считал большой бедой, хотя такие выплаты противоречили букве закона. Однако, в отличие от «законных» борцов с коррупцией, киевский губернатор все же добился желаемого результата.

Век длиною в 13 лет

Второй «проект» энергичного губернатора можно было бы назвать «Cтоп криминал». Аферисты, жулики, грабители просто наводнили город. Но за решетку попадали единицы. Полицейские, даже если ловили преступников, отпускали их под надуманными предлогами. И, понятно, не безвозмездно.

Иван Иванович действовал в своем стиле. Он собрал наиболее состоятельных жителей города и заявил: «Если богатые помещики не будут платить полиции, то она будет получать средства от воров!» Так появилась «черная касса» для незаконных зарплат стражей закона. Самого себя Фундуклей также вписал в состав плательщиков. А когда чиновник, собиравший взносы, не захотел брать у него деньги, губернатор настоял, чтобы для него не делали исключений, - должность, считал он, не дает никаких привилегий.

Полиция взялась за наведение порядка с усердием, которого не проявляла ни до, ни после Фундуклея. Обстановка в городе начала меняться к лучшему. Криминальные гастролеры подались «на заработки» в другие губернии, - в Киеве отныне беспощадно ловили и столь же беспощадно сажали.
За счет «внебюджетных» средств губернатор решал и вопросы благоустройства города. Правда, в этом вопросе действовал несколько иначе. Уговаривать купцов дать деньги на создание парка или на помощь детям-сиротам он не стал. Потому что знал - деловых людей надо чем-то заинтересовать, тогда они сами открывают кошельки. Фундуклей объявил, что будет представлять благотворителей к государственным наградам. Понятно, размеры пожертвований должны соответствовать важности орденов Российской империи. Что означало - малые суммы не предлагать.

Представители купеческого сословия оценили сказанное. Ведь в провинции орденоносец - важная птица. Во-первых, к нему нельзя было применять телесные наказания. А во-вторых, к бизнесу человека, награжденного государем, тяжелее придраться, чем к промыслу обычного купца. Да и при рассмотрении дел в судах, опять же, орденоносца трудно оставить в проигравших.

Но кроме моральной стороны вопроса, существовала еще и практическая. Орден - первая ступенька к получению звания почетного гражданина города (дающего, в том числе, и налоговые льготы), а если уж весьма крупно повезет, то и к получению дворянства. Поэтому на призыв Фундуклея представители купеческого сословия реагировали по принципу «мы за ценой не постоим» и сами предлагали свои услуги.

За короткий срок в городе вымостили четыре площади и 30 улиц - треть всех тогдашних киевских магистралей. Из них замощение семи улиц, включая Крещатик и Андреевский спуск, профинансировал сам губернатор. Если до приезда Фундуклея Киев являлся «малофонарным» городом, то теперь уличных фонарей насчитывалось более 200. Появились первые в городе водопровод, почтамт, стационарный мост через Днепр. Началось укрепление киевских склонов, на одном из которых заложили единственный в то время бесплатный общественный парк - ныне знаменитую Владимирскую горку. В апреле 1845-го открылся первый в Киеве детский приют на 50 воспитанников из бедных семей.

Губернатор и сам охотно вкладывал деньги в развитие города. Например, построил на Европейской площади фонтан, названный горожанами Иваном - по имени филантропа. Участвовал в финансировании реставрационных работ в Софийском соборе. А когда Подол пострадал от разлива Днепра, оставив многих жителей без крова, Фундуклей содержал в течение нескольких месяцев многодетные семьи, а потом помог им со строительством новых жилищ. Он подарил городу два собственных дома, в которых открылась первая в Российской империи женская гимназия, названная Фундуклеевской.

11 апреля 1852 года последовал императорский указ о назначении Ивана Ивановича на службу в Варшаву. «Золотой век» Киева завершился. За достигнутые успехи губернатору был пожалован чин тайного советника. Фундуклей принял Киев в довольно запущенном состоянии, а спустя всего 13 лет оставил его похорошевшим, свободным от криминального элемента и коррупции.

Ключевые слова Исследования, История
Источник www.vd.net.ua

Возврат к списку