КМВ, Пятигорск
Ставропольский край • Ставрополь • КМВ • Пятигорск • Ессентуки • Кисловодск • Железноводск • Минводы • Георгиевск
Региональный информационный портал Кавминвод
---- Дизайн без комплексов
Забыли пароль?



  Сделать стартовой  Добавить в избранное     Поиск  Обратная связь  Карта сайта  Версия для печати

https://essentuki.kassy.ru/events/koncerty-i-shou/6-420/

 
Владимир Кузьмин
 
 
 



Надежда Кадышева
 


На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

20.04.2009

Дизайн без комплексов


Придавая мебели очертания человеческого тела (соблазнительного или отталкивающего — неважно), дизайнеры играют на инстинктах потребителя.

Табурет в виде мускулистых мужских ягодиц, лампа, стоящая в недвусмысленной позе, сахарница-ванна с торчащими из нее стройными женскими ножками, ковер в форме трупа на полу, стул-скелет, диван-череп… Последние несколько лет человеческое тело является одной из популярных тем в промдизайне. «Нас окружает слишком много вещей с искусственными формами. И дизайн призван сделать пространство более человечным», — считает корейский дизайнер Дживон Джанг, придумавший чайный пакетик в виде забавной фигурки человечка. С ним согласен испанец Рамон Убеда, автор книги «Сексуальный дизайн» и создатель серии кресел Cul is cool. Но что бы ни говорили сами дизайнеры, очевидно, что за обращением к телесной эстетике стоит точный расчет — привлечь внимание, вызвать яркие эмоции.

И достигается эта цель весьма нетривиальными способами.

Сексуальная провокация


Рекламисты уже давно отметили, что человеческое тело в той или иной степени обнаженности — один из самых мощных инструментов воздействия на сознание потребителя. И если реклама — двигатель торговли, то ее собственным двигателем выступает обыгрывание сексуальных мотивов. Для этого приема маркетологи даже придумали специальный термин — eye-stopper. Еще бы! Обнаженная натура не может остаться незамеченной, притягивая как магнитом взгляды. Внимание сразу фокусируется, и происходит это на бессознательном уровне. Причем положительные эмоции, вызванные созерцанием сексуально привлекательного объекта, переносятся на рекламируемый товар. Сегодня эту игру на инстинктах нещадно эксплуатируют креаторы, вставляя эротику и секс везде, где только можно и где нельзя, — в рекламу шоколадных батончиков и парфюмерии, пива и сока, автомобилей и жевательной резинки, строительных материалов и машинных масел... Список можно продолжать до бесконечности.

И пока социологи спорят об этичности/неэтичности сексуальных мотивов в рекламных сообщениях, а рекламисты ищут новые оригинальные приемы в их использовании, промдизайнеры тоже включились в эту игру. Так, французская мебельная марка Le Tramac в дополнение к основной коллекции выпустила в 2008 г. серию стульев с говорящим названием Sexy. Спинка стула повторяет форму женской груди. Надо ли говорить, что такая мебель продает саму себя и не нуждается в традиционной для кресел/диванов рекламе — томно развалившейся на постели красотке с пышным бюстом и стройными ножками!


Идя по стопам рекламной эстетики, дизайн в качестве сексуальной приманки стал использовать не только женское, но и мужское тело. Если женская обнаженная натура традиционно содержит эротический подтекст, то мужская прежде всего символизирует физическую силу, уверенность, властность и энергию, в том числе сексуальную. Поэтому в подавляющем большинстве случаев пиво, сигареты, дезодорант, крем для бритья и прочую мужскую атрибутику рекламируют накачанные мачо, источающие флюиды мужественности. Эту маскулинную символику использовал и австрийский дизайнер Дэвид Помпа в процессе создания рекламы для рекрутингового агентства AMS. Получив задание создать яркий и запоминающийся образ бренда, он выбрал в качестве основного символа... голые до колен ноги, взяв за образец собственные! Отлив форму из полиуретана и выкрасив ее в ярко-синий цвет, Дэвид сделал ее опорой для стендов и кабинок. Оказалось, что этот образ как нельзя лучше подходит к девизу AMS «Твердо стоять на ногах» и отражает концепцию бренда — персональная помощь в поиске работы и обретении уверенности в завтрашнем дне. После завершения проекта студия Дэвида выпустила серию офисных стульев с мускулистыми мужскими конечностями, а затем решила развить выбранную тему уже в эротическом ключе, создав торшеры с женскими ножками в качестве подставки.

Прием обнаженного тела в рекламе и дизайне сродни шоковому воздействию: срабатывает мгновенно, однако для достижения такого же эффекта в следующий раз требуется более сильный раздражитель. Поэтому, отбросив скромность, дизайнеры начали соревноваться друг с другом в стремлении поразить пресыщенное воображение современного потребителя, которого, в принципе, очень трудно чем-то удивить. Как показывает практика, сексуальный смысл можно придать любому объекту дизайна — начиная от свечек в форме человеческой ладони, показывающей неприличные жесты, и заканчивая диваном с подлокотниками в форме эрегированного фаллоса. Спору нет, мимо таких вещей не пройдешь, но поставить их у себя дома рискнет далеко не каждый.

Анатомический театр

Однако нагота — не единственный способ привлечь желаемое внимание с помощью человеческого тела. Рассматривая его не как эротический объект, а с медицинской точки зрения — как совокупность органов, можно достичь не менее впечатляющего результата. Ведь физиологические подробности при всем своем пугающем натурализме неизменно вызывают любопытство, и его щедро удовлетворяет кинематограф «ужастиками» и боевиками, а также желтая пресса и телевидение, смакуя детали убийств. Неслу­чайно огромной популярностью пользуется и музей Гюнтера фон Хагенса, в котором выставлены на показ мумифицированные трупы — целиком либо в расчлененном виде.

Дизайнеры также не упустили возможности шокировать публику путем хирургического осмысления человеческого тела в своих работах. «Вырезая» органы, они делают их самостоятельным арт-объектом. Так поступили Стефания Роллин, создавшая фарфоровую вазу для цветов Uterus Vase, повторяющую форму женской матки (что ясно уже из названия), и Лиза Джонс, выпустившая коллекцию «физиологических» стульев Symbiosis, каждый из которых очень натуралистично представляет собой одну из систем человеческого организма — нервную, кровеносную, выделительную, дыхательную.

А голландский дизайнер Юп Ван Лисхаут вообще принципиально работает только с «расчлененкой»: в виде тех или иных органов он создает мебель, светильники, здания и даже детские площадки, которым придает вид то черепа, то сперматозоида, а то и целой системы пищеварения, включая желудок, тонкий и толстый кишечник! Последний проект Huize Organus был реализован в прошлом году и установлен в парке на территории Морского музея под открытым небом в голландском городе Енкхийзен. Теперь вместо скучных объяснений, как устроен наш желудок, родители приводят свое чадо на площадку, позволяя ему самостоятельно изучить лабиринт «Ги­­гант­ского органа»: за­­лезть в горло и вылезти из ануса, пробравшись через витки кишечника. Не стоит, однако, думать, что подобные объекты пре­­следуют только образовательные цели. Например, лабиринт «Дарвин» в виде огромного сперматозоида, стоящий на площади в Крист­черче в Новой Зеландии, рассчитан явно не на одних детей. Некоторые дизайнерские идеи явно эксплуатируют черный юмор, как, например, сумка в форме мужской головы от модельера Йель Мера или реклама стоматологического центра в боулинге от германского агентства Goodness spotlights. Кеглям придали форму зубов, а квадратное отверстие сделано в виде распахнутого человеческого рта. Сбивая кегли, игроки как бы выбивают зубы воображаемому человеку. Идея придется по душе тем, кто мечтает оказаться в роли зубного врача.

По образу и подобию


На фоне сексуально агрессивной или пугающей анатомической мебели дизайнерские работы, использующие мотивы человеческого тела в забавном ключе, приятно радуют глаз своей ненавязчивостью. Отказавшись от стремления эпатировать публику любой ценой, дизайнеры обнаружили, что у homo sapiens, оказывается, помимо первичных половых признаков, есть и масса других интересных черт, которые могут стать источником вдохновения. В результате получились по-настоящему оригинальные вещи. Так, например, очень удачной кажется идея отопительной батареи в виде стилизованной кровеносной системы (автор — исландский дизайнер Торун Арнадо­тир). Когда вода в ней холодная, она синяя. Если вода нагревается, батарея медленно краснеет, будто заливающийся краской от смущения человек. Отсюда, собственно, и название батареи — Blush. Примером хорошего дизайна могут служить и держатели для книг с ручками и ножками из проволоки от китайского дизайнера Сунгмин Хонг. Залогом успеха стали стилизация и упрощенное изображение, а не натуралистичное воспроизведение человеческого тела в мыслимых и немыслимых позах.



И этот путь представляется наиболее перспективным с коммерческой точки зрения. Возможно, глядя на эти вещи, эмоции не зашкаливают, зато они не манипулируют сознанием, используя запрещенные приемы, которые по силе сравнимы с ударом дубины по голове. Эта ненавязчивость и уважительное отношение автора к потенциальному клиенту очень располагают: все-таки приятно, когда к тебе относятся не как к собачке Павлова, у которой вместо чувств одни биологические инстинкты.


Ключевые слова Более того
Источник www.vd.net.ua

Возврат к списку







 
Ария
 










О проекте История Награды Связаться с нами Реклама ссылки

Проект "КМВ и Ставропольский край". © ООО ИП АЛЬФА КМВ 2004–2024

357500 Пятигорск, ул. Панагюриште, 16, корпус 2 тел.: (961)485-11-55, (928)348-08-05