Региональный информационнный портал КМВ :: Тени пособий



На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

25.12.2008

Тени пособий


Теоретически любое государство должно быть заинтересовано в выплате пособий безработным. Однако у подобных действий, кроме неоспоримых достоинств, имеются и серьезные недостатки. В 1950-1960-е годы было принято считать, что пособия по безработице выполняют роль своеобразного экономического стимулятора. Логика здесь следующая: безработный получает в свое распоряжение дополнительные финансы, которые в состоянии потратить, оживив, таким образом, экономику. В 1970-е годы восторжествовала иная теория: тогда было доказано, что влияние пособий на экономику весьма невелико. Дебаты продолжаются по сей день.

К примеру, экономист Марк Зэнди в 2004 году опубликовал исследование, согласно результатам которого увеличение бюджетных ассигнований на пособия по безработице является одним из лучших способов стимулировать экономику. Каждый доллар, вложенный в подобные программы, дает экономическую отдачу в размере $1.73. Для сравнения, сокращение налогов на дивиденды по акциям на $1 дает экономический эффект в размере $0.09. В 2008 году Бюджетная Служба Конгресса США проанализировала различные варианты помощи буксующей экономике США и пришла к выводу, что увеличение размеров пособий по безработице - один из наиболее эффективных методов. Однако в распоряжении противников подобной политики также имеются весомые аргументы. По их мнению, слишком значительные (то есть, чрезмерно большие по размерам или по продолжительности выплат) пособия по безработице приводят к тому, что трудоспособный человек дольше пребывает без работы и менее заинтересован в результатах поисков нового рабочего места. Результатом этого является более высокий уровень безработицы и снижение темпов экономического роста.

К примеру, в 2003 году Международный Валютный Фонд опубликовал доклад, в котором указывалось, что экономические трудности многих европейских государств и традиционно высокий уровень безработицы в них во многом вызваны неэффективной деятельностью институтов, регулирующих рынок труда, в том числе, отвечающих за пособия по безработице. МВФ тогда порекомендовал европейцам взять на вооружение соответствующий опыт США. Дело в том, что хорошо известно следующее наблюдение: в отличие от стран Западной Европы, в США легче потерять работу, и размеры пособий по безработице весьма скромны - однако американцу легче, чем европейцу, найти новую работу. В целом, по данным Организации Экономического Сотрудничества и Развития, в последние десятилетия в США фиксируется более низкий уровень безработицы и меньший уровень хронической безработицы (здесь учитываются люди, неспособные найти работу более полугода). Кроме того, США меньше тратят на программы поддержки безработных (что позитивно отражается на состоянии экономики), меньше регулируют отношения между работодателями и наемными работниками и взимают меньшие по размерам социальные налоги с работодателей. В частности, поэтому экономика США в последние два десятилетия росла быстрее, чем экономики большинства европейских держав.

В 2007 году известный экономист Джонатан Грубер опубликовал книгу "Общественные Финансы и Общественная Политика", в которой привел следующие данные: увеличение пособия по безработице на 10% приводит к снижению уровня личного потребления на 2.65%.

Исследовательский центр Heritage Foundation также опубликовал результаты своих выкладок о воздействии "лишнего" $1, получаемого в рамках пособия по безработице. Учитывалось увеличение пособий как в объемах (к примеру, если пособие выросло с $10 до $11 в день), так и по времени выплат (например, если пособие выплачивается не 1 день, а несколько больше - то есть, безработный получает не $10, а те же $11). Подсчет показал, что дополнительный $1 приводит к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) США на $0.25. Это крайне низкий результат - следовательно, по мнению Heritage Foundation, выплаты пособий не стимулируют экономический рост.

Многие исследования показывают, что наличие пособия значительно уменьшает мотивацию безработного на поиски нового места. Многолетние данные Бюро Статистики Труда СШАBureau of Labor Statistics показывают, что большинство безработных находят себе работу в течение 2-3 недель после истечения сроков получения ими пособия. Причин у этого явления может быть множество: уволившее их предприятие может опять начать набор сотрудников, может измениться экономическая конъюнктура или безработный может согласиться на ранее не устраивавшее его предложение, или вообще переехать в другой город, где есть подходящая работа.

Исследование журнала Journal of Public Economics показало, что каждая дополнительная неделя получения пособия по безработице приводит к тому, что срок пребывания без работы увеличивается на период с 0.16 до 0.20 недель.

Последняя работа такого рода была опубликована в августе 2008 года в журнале IZA Discussion Paper. В ней экономисты Алан Крюгер и Андреас Мюллер привели данные о том, как ищут работу безработные, которым выплачивается пособие, и безработные, этого пособия не имеющие. Среднестатистический безработный расходует на поиски работы 32 минуты в день, безработный, который получает пособие, во время 15-й недели пребывания без работы - 20 минут. В последнюю, 26-ю неделю получения пособия, расход времени на поиск работы существенно возрастает - до 70 минут в день.

Пособие по безработице оказывает и косвенный эффект. В 2005 году экономисты Стефан Юрайда и Фредерик Таннери опубликовали в журнале Industrial and Labor Relations Review результаты своего исследования, в рамках которого оценивалось: как и каким образом влияет пособие по безработице на членов семьи безработного. Как оказалось, супруги безработного, сидящего на пособии, работают меньше, чем супруги безработного, не получающего подобной помощи. Каждый $1, полученный среднестатистическим безработнымбезработной в рамках пособия, уменьшает размеры зарплаты супругисупруга на $0.36-0.73. При этом безработные, получающие пособие, предпочитают не тратить, а экономить, что ограничивает влияние этих средств на экономику.

Еще один довод противников слишком больших и слишком "продолжительных" пособий заключается в следующем: эта система, де-факто, побуждает работодателей избегать оформления долговременных отношений со своими сотрудниками. Чтобы не тратить деньги на социальные выплаты такого рода, они предпочитают пользоваться услугами временных сотрудников и сторонних подрядчиков, что еще более осложняет ситуацию на рынке труда и в системе социальной защиты.

Пособие по безработице. Американский вариант

В отличие от подавляющего большинства стран мира, в США федеральные власти лишь устанавливают общие правила игры: подобные программы реализуют власти отдельных штатов - от штата к штату правила варьируются, иногда значительно.

В любом случае, далеко не все безработные имеют возможность претендовать на помощь со стороны властей. К примеру, во вполне благополучном для экономики США 2003 году пособия по безработице смогли получить лишь 74% американцев, лишившихся работы не по собственной вине.

Чтобы получить пособие по безработице, работающий американец должен работать определенное время и заработать определенную сумму (эти правила серьезно варьируются от штата к штату). Расчет уровня пособия определяется путем оценки зарплаты данного безработного за какой-то период времени: обычно за 6-12 отработанных им месяцев года, предшествовавших увольнению. К примеру, в штате Коннектикут для того, чтобы претендовать на пособие, безработный должен ранее зарабатывать не менее $600 в месяц, в штате Мэн - $3 376. В штатах Вирджиния и Делавэр подобных ограничений не существует, а в штате Вашингтон требуется указывать не размеры заработка, а срок работы (не менее 680 часов в месяц) за оцениваемое время. Кроме того, он должен расстаться со своим работодателем определенным образом - к примеру, не быть уволенным за нарушение трудовой дисциплины или за неспособность выполнять порученные ему обязанности (в некоторых штатах пособие может получать и человек, уволившийся по собственному желанию).

Кроме того, далеко не все безработные, которые соответствуют вышеуказанным нормативам, имеют возможность получать пособие. К примеру, во многих штатах шансов на пособие не имеют люди свободных профессий и некоторые сельскохозяйственные рабочие. Кроме того, во многих случаях компании-работодатели оформляют своих сотрудников как "подрядчиков": их не увольняют, им просто не продлевают контракт - следовательно, экс-подрядчики, оставшиеся без работы, не имеют права претендовать на пособие.

После того, как безработный подтверждает свое право на пособие, он это пособие получает. Размеры пособия определяются также штатами и серьезно варьируются: как правило, определяющими факторами являются уровень зарплаты на последнем месте работы и стоимость жизни в данной местности. Кроме того, в 13-ти из 50-ти штатов при определении размеров выплат учитывается наличие в семье безработного детей и иждивенцев.

В любом случае, в большинстве штатов безработный не может получать более половины размера своей последней максимальной зарплаты (на случай, если зарплата невероятно высока, то каждый штат устанавливает максимальный размер пособия) - в масштабах США этот показатель составляет примерно 47%. Любопытно, что здесь женщины имеют определенное преимущество перед мужчинами: как правило, представительницы прекрасного пола зарабатывают меньше, поэтому, в среднем, пособие покрывает 49% от их потерянного дохода, для мужчин - 46%. В результате, в штате Оклахома размер еженедельного пособия может колебаться от $16 до $275, а в штате Вашингтон - от $109 до $496 (в среднем по США в 2003 году - $262). Как правило, не оплачиваются первые 7 дней пребывания без работы.

Однако после получения пособия безработный должен продолжать постоянно обращаться к чиновникам (как правило, на еженедельной основе), доказывая, что он активно ищет работу и не отказывается от полученных предложений. В случае, если безработный оказывается не в состоянии выполнять эти условия, выплаты могут быть остановлены, уменьшены или отменены.

Во всех штатах пострадавший от подобных решений чиновников безработный может опротестовать их решение: как правило, пожаловавшись в надзорные органы или в суд. Претензию требуется подавать, максимум, в течение месяца (в каждом штате опять-таки существуют свои временные рамки) после принятия не устроившего безработного решения.

Пособия по безработице не способны заменить безработным потерю постоянного заработка. Исследование Бюджетного Офиса Конгресса СШАCongressional Budget Office показало, что доход безработных, получающих пособие, снижается на 40%, по сравнению с периодом наличия у них постоянной работы. Кроме того, 25% получателей пособий по безработице, которые оказались не в состоянии найти работу на протяжении четырех месяцев, скатываются за черту бедности.

В большинстве штатов пособие по безработице выплачивается 26 недель. По данным Министерства Труда США, в 2003 году среднестатистический безработный получал пособие 16.4 недели (выплаты прекращались по причине нарушений, со стороны получателя пособия или из-за того, что он находил работу) - в первой половине 2008 года (последние доступные данные) - 15.8. В том же году 43.5% американских безработных, получивших пособие, перестали его получать по истечении 26-ти недель и фактически остались без средств к существованию.

В 2008 году Конгресс СШАUS Congress принял ряд нормативных актов, которые увеличили срок получения пособия: для большинства штатов он увеличен до 7 недель (сверх имеющихся 26-ти), для штатов, где уровень безработицы 6% и более - на 13 недель. В различных штатах существуют и иные возможности продлить сроки получения пособия.

Кроме пособия, безработные США могут сохранить на определенный срок (обычно 18 месяцев) свою медицинскую страховку, которую ранее оплачивал работодатель. Это очень важный фактор, поскольку медицинская помощь в США - вероятно, самая дорогая в мире. Эта программа называется COBRA (по аббревиатуре закона - Consolidated Omnibus Budget Reconciliation Act, принятого в 1986 году). Суть этой системы следующая: безработный обязан выплачивать страховой медицинской компании взносы, которые ранее перечислял его работодатель. Страховку могут сохранить не все безработные: к примеру, до увольнения они должны работать в компании численностью не менее 20-ти человек, которая перечислила не мене половины страховых взносов в год, предшествовавший увольнению.

Ключевые слова Карьера
Автор Washington ProFile
Источник www.washprofile.org

Возврат к списку