КМВ, Пятигорск
Ставропольский край • Ставрополь • КМВ • Пятигорск • Ессентуки • Кисловодск • Железноводск • Минводы • Георгиевск
Региональный информационный портал Кавминвод
---- Автопром Китая и его экспансия на российский рынок
Забыли пароль?



  Сделать стартовой  Добавить в избранное     Поиск  Обратная связь  Карта сайта  Версия для печати

https://essentuki.kassy.ru/events/koncerty-i-shou/6-420/

 
Владимир Кузьмин
 
 
 



Надежда Кадышева
 


На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

29.10.2008

Автопром Китая и его экспансия на российский рынок


В октябре 2008 года аналитическое агентство «Автостат» подготовило маркетинговый отчет «Автопром Китая и его экспансия на российский рынок». Отчет включает два основных раздела. Первый – посвящен производству и продажам легковых автомобилей в самом Китае. Во второй части отчета рассматривается экспансия автопроизводителей из Поднебесной на российский автомобильный рынок...

Производство и продажи легковых автомобилей в Китае

Первые легковые автомобили были выпущены в КНР ровно полвека назад, в 1958 году, однако долгие годы национальный автопром работал исключительно на правительство этой страны, выпуская седаны и лимузины для китайских чиновников. По-настоящему массовый характер производство легковых автомобилей получило только в середине 80-х, когда в Китае начали появляться множество новых автозаводов, для которых правительство закупало лицензии и технологии у крупнейших зарубежных корпораций. Во второй половине 90-х эта особенность китайского автопрома перешла в новую форму – национальные автопроизводители стали создавать совместные предприятия с ведущими японскими, европейскими и американскими компаниями, а также совершенствовать собственные модели при участии ведущих инжиниринговых и дизайнерских компаний. В настоящее время структура автопрома такова, что в Китае работают около 28 совместных предприятий с мировыми автопроизводителями, около 20 национальных заводов, выпускающих свыше 10 тысяч машин в год, а также порядка 150 мелких автомобильных производств.

По данным агентства Automotive Resources Asia, по итогам 2007 года продажи легковых автомобилей в Китае (или, по китайской классификации, «пассажирских автомобилей», включающих в себя собственно легковые автомобили, внедорожники и минивэны) выросли на 21% до 5,2 млн. машин. Причем на китайском рынке доминируют иностранные бренды (в основном это автомобили, собранные на СП с мировыми автопроизводителями), а доля собственно китайских марок составляет лишь 28,7%. Показательно, что лидер среди местных брендов, компания Chery, в общем рейтинге самых продаваемых в КНР автомобильных марок по итогам прошлого года заняла лишь пятую строчку. Таким образом, в условиях ужесточающейся конкуренции со стороны глобальных СП национальные компании Поднебесной видят возможности своего роста в освоении внешних рынков, и приоритетное место среди них отводится России. Наша страна используется китайскими автопроизводителями в том числе для того, чтобы отработать технологию экспортных продаж для дальнейшей экспансии в Европу и США.

Производство китайских автомобилей в России

Несмотря на многочисленные попытки китайских автопроизводителей организовать сборку своих автомобилей в России, в настоящее время в нашей стране реализуются всего четыре проекта. На заводе «АМУР» выпускаются седаны Geelt Otaka, на предприятии «Автотрейд-12» совместно с дистрибьюторской компанией «Ирито» производится сборка седанов Brilliance M2, на заводе «Дервейс» развернуто производство автомобилей Lifan и на «ТагАЗе» выпускаются автомобили Chery, в том числе под собственным брендом Vortex Estina. Впрочем, все бывшие или существующие проекты, пожалуй, нельзя назвать полностью успешными. И главная причина в том, что ни один из них так и не получил в свое время таможенных льгот на работу в режиме промсборки. Ведь в российском правительстве существовал негласный запрет на предоставление этого режима автопроизводителям из Поднебесной.

Показательным примером этому может послужить производство китайских автомобилей на новоуральском предприятии «АМУР». Договор, пописанной российской стороной с компаниями «Geely» и «ZX Auto», предусматривал объемы выпуска до 30 тысяч автомобилей Geely Otaka и 3500 внедорожников ZX Landmark в год, переход на полный цикл в течение полутора лет с начала производства, а также локализацию не менее 30% комплектующих в последующие два-три года. Этот план был рассчитан под режим промышленной сборки, который новоуральскому заводу так и не был предоставлен. В результате фактические показатели сборки в 2008 году гораздо ниже заявленных ранее планов, а организация полномасштабного производства и локализация комплектующих проходят со значительным отставанием по срокам.

Стоит отметить, что в результате «табу» на китайских автопроизводителей некоторые проекты и вовсе не были реализованы. Однако крупнейшие автопроизводители из Поднебесной, такие компании как Great Wall и FAW все еще не отказываются от планов организовать сборку своих автомобилей в России.

Динамика продаж китайских автомобилей в России

Первые автомобили китайского производства официально были проданы в России в 2004 году. Первопроходцем стала марка Tianye с пикапом Admiral, который в том году разошелся в количестве всего лишь 260 машин. В следующие несколько лет количество китайских марок и объемы их реализации в нашей стране неуклонно росли. Так, в 2005 году продажи автомобилей из Поднебесной составили 6733 штук, а их доля на российском рынке иномарок превысила 1%. Уже в 2006 году их реализация выросла более чем в три раза – почти до 23 тысяч единиц, что позволило им занять 2,3% на рынке иномарок. А в прошлом году китайская экспансия на авторынок России получила новые масштабы. Количество брендов из Поднебесной достигло 14-ти, и за 12 месяцев было продано порядка 57 тысяч автомобилей производства КНР, что составило 3,5% от общего объема реализации иномарок. Показательно, что все за редким исключением китайские марки увеличили свои продажи, причем в большинстве случаев на двузначные величины. 2008 год стал переломным для китайских автопроизводителей в России. По итогам I полугодия в нашей стране было продано около 25 тысяч машин из Поднебесной, а их доля на рынке иномарок сократилась до уровня 2006 года и составила 2,4%.

Проблемы и перспективы китайских марок на российском рынке

Знаковым событием стало спровоцированное российскими властями прекращение в апреле сборки автомобилей Chery на предприятии «Автотор», после чего самый популярный в нашей стране китайский бренд уже по итогам первых шести месяцев снизил продажи на 47%. Кроме того, с введением экологического стандарта Евро-3 мелкие компании такие как Changfeng и Tianye прекратили поставки своих машин в нашу страну. Однако основным препятствием для китайских автомобилей стало внедрение более жестких правил сертификации, которые лишают шансов большинство автопроизводителей из Поднебесной на получение ОТТС. Таким образом, в ближайшее время на российском рынке останутся только крупнейшие китайские бренды. Однако и они в конкурентной борьбе с иностранными автоконцернами лишены важного преимущества в виде режима промсборки, и со временем утратят свое главное преимущество над иномарками – максимально выгодное соотношение цены и комплектации.

И все-таки не стоит сбрасывать со счетов очень сильное давление внутреннего рынка КНР, которое ведет не только к быстрому повышению качества и конкурентоспособности автомобилей из Поднебесной, но и вынуждает китайский автопром искать пути выхода на экспортные рынки. Подтверждением тому служит появление на российским рынке новых игроков из Китая. Так, в апреле нынешнего года в России дебютировала марка Maple, а в октябре стартовали продажи компактного хэтчбека Chana Benni. По прогнозам агентства «Автостат», начиная с 2010 года прирост продаж китайских машин на российском рынке может выйти на уровень 50-60% в год и к 2012 году их суммарный объем реализации уже будет находиться на отметке в 380-400 тысяч машин в год.

Дилерские сети китайских автопроизводителей в России

Достаточно агрессивный выход автопроизводителей из Поднебесной на российский рынок во многом объясняется тем, что им не пришлось выстаивать собственные дилерские сети – реализацией китайских автомобилей занимаются в основном российские дистрибьюторские компании, которые имеют развитые торгово-сервисные сети. На начало 2008 года общее число дилерских компаний, продающих в России китайские автомобили, составляло полрядка 440, а это 17,6% от общего числа дилеров зарубежных брендов.

Реализация китайских автомобилей осуществляется по нескольким типам дистрибуции: через мультибрендовые сети таких компаний как «Ирито», «Автомир» и «Инком-Авто», собственные дочерние компании («Чери Автомобили Рус» и «ФАВ-Восточная Европа»), а также частные дилерские компании. Причем в последнем случае такое сотрудничество, как правило, не является плодотворным и долгосрочным. К примеру, фирма «ДИСА» в прошлом году начала продавать внедорожники Leopard производства Changfeng Motor Group. Но с внедрением в России экологических требований Евро-3 китайский автопрозводитель оказался не готов к официальной сертификации своих автомобилей по новому стандарту, и продажи внедорожников Leopard были прекращены на неопределенный срок.

Требования, которые предъявляют к своим дилерам в России китайские автопроизводители, напрямую зависят от формы дистрибуции. Мультибрнедовые дилерские сети, равно как и дочерние компании китайских автопроизводителей внедряют единые стандарты обслуживания по принципу четырех “S”: Show-room (торговый зал, оформленный в соответствии со стандартами марки), Store (склад запасных частей с обязательным наличием определенного ассортимента), Shop (магазин запасных частей), Service (технический центр со всем оборудованием, необходимым для обслуживания и специалистами, прошедшими специальное обучение). Впрочем, сами китайские автопроизводители в большинстве своем еще не в состоянии наладить стабильное обеспечение своих дистрибьюторов запасными частями, что объясняется особенностями автомобильного рынка Китая и отсутствием опыта дистрибуции у автопроизводителей этой страны. Что касается мелких китайских предприятий, то они, как правило, не предъявляют к своим дилерам вообще никаких требований, за исключением плана продаж. Продвижение своих автомобилей на рынке они полностью отдают на откуп российским партнерам, не желая вкладывать средства ни в рекламу, ни в сертификацию, ни в создание единого центра автозапчастей.



Ключевые слова Исследования,Инвестиции ,Экономика
Автор Аналитическое агентство "Автостат"
Источник www.autostat.ru

Возврат к списку







 
Ария
 










О проекте История Награды Связаться с нами Реклама ссылки

Проект "КМВ и Ставропольский край". © ООО ИП АЛЬФА КМВ 2004–2024

357500 Пятигорск, ул. Панагюриште, 16, корпус 2 тел.: (961)485-11-55, (928)348-08-05