КМВ, Пятигорск
Ставропольский край • Ставрополь • КМВ • Пятигорск • Ессентуки • Кисловодск • Железноводск • Минводы • Георгиевск
Региональный информационный портал Кавминвод
---- Албания: наследие Ходжи
Забыли пароль?



  Сделать стартовой  Добавить в избранное     Поиск  Обратная связь  Карта сайта  Версия для печати

Мираж

 
Рок-опера «Юнона и Авось»
 
 
 



Надежда Кадышева
 


На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

10.05.2008

Албания: наследие Ходжи


Все еще самая странная страна Европы.Казалось бы, какие тайны в Европе!? Чего еще здесь не видел турист из России? Но смотрите! — прямо в центре Европы — тайна за семью печатями — Албания. Во времена правления Энвера Ходжи она была практически изолирована от всего мира. И даже сейчас, когда граница открыта, здесь бывали немногие. Так что Албания и поныне остается загадкой. Нам выдалась возможность взглянуть на загадку вблизи...

Мой путь в Албанию начался в черногорском приграничном городе Ульцинь, расположенном на берегу Адриатического моря. Погранперехода на побережье между странами нет, поэтому пришлось ехать на север, в горы, до черногорского села с русским названием Владимир — отсюда до албанской границы рукой подать.

Честно говоря, когда узенькое шоссе начало петлять по краю обрыва, с которого далеко внизу были видны будто игрушечные села и дома, закралась крамольная мысль: «Может, не стоило ехать?». Пот прошибал, когда попадались встречные автомобили: чтобы разминуться, правыми колесами им приходилось заезжать на отвесный уступ. Но настоящее цирковое шоу началось, когда из-за очередного поворота навстречу вырулил огромный грузовик — водителям пришлось продемонстрировать чудеса вождения, чтобы не свалиться в пропасть. Сквозь стекло кабины было хорошо видно, как по лицу водителя грузовика скатывались капли пота, когда колеса машины порой начинали скользить в сторону последней черты.

На дороге в огромном количестве встречаются ослики. В Албании их называют «мерседесами». В горных долинах видны бахчи — арбузы и дыни здесь выращивают отменные. Крестьяне везут урожай на тракторах в город Бар, где продают на рынке. Общественный транспорт отсутствует, поэтому автомобиль или, на худой конец, «мерседес» здесь действительно не роскошь, а средство передвижения.

Приграничный населенный пункт в Черногории называется Суковин. КПП представляет собой несколько деревянных домиков. Албания для россиян является безвизовой, поэтому пограничные формальности не занимают много времени. Шлагбаум открывается, и мы оказываемся в албанском селе Муричане. Взгляд сразу натыкается на железобетонные купола дотов с черными зияющими амбразурами. Доты везде! Это визитная карточка Албании.

СТРАНА ДОТОВ И ОСЛИКОВ

Нередко бывает, что образ, созданный СМИ и литературными источниками, абсолютно не совпадает с реальностью. Изоляция Албании от мирового сообщества не могла не сказаться на менталитете ее жителей, поэтому страна представлялась мне зловещей и опасной. Наверное, также чувствовали себя иностранцы, приезжавшие в Советский Союз после падения «железного занавеса».

Реальность же абсолютно не совпала с этим образом — Албания оказалась вполне цивилизованной европейской страной, не лишенной, однако, контрастов. Она обладает всеми признаками стран постсоветского пространства — плохими дорогами, запущенными городами и селами, вездесущим мусором и типовыми жилыми пятиэтажками с обшарпанными стенами. Все это можно увидеть в любом российском провинциальном городке. Албания оказалась очень похожа на… Россию. Если сравнивать с европейскими странами, то она представляет собой нечто среднее между Испанией и Турцией. Географически она и находится примерно между ними. Но самое главное, что люди, населяющие страну, оказались совершенно обычными, а не бандитами с большой дороги. Несмотря на обилие мечетей, местные женщины носят мини-юбки и никто не закутывается в чадру. Страна выглядит очень светской. Внешне албанцы ничем не отличаются от европейцев. Исключением являются цыгане, которыми заселены целые городские районы и поселки.

От границы вглубь страны дорога идет через небольшие селения, в которых испытываешь настоящий шок. Трущобы буквально завалены мусором. Всюду царят грязь и разруха. В дорожной пыли кувыркаются чумазые детишки. Взрослые, судя по всему, тоже не особо заботятся о гигиене. Они мрачновато поглядывают на пришельцев (то есть на нас). Агрессии с их стороны нет, но покидать автомобиль не хочется, поскольку селение воспринимается как некий чужеродный мир, не приспособленный для жизни. К счастью, это не вся Албания, а всего лишь цыганский поселок в ней. Таких в стране немало.

Неизгладимое впечатление производят уже упоминавшиеся выше доты. Поражают не сами сооружения, а их безумное количество. Бункеры рассыпаны по всей стране — они стоят группами и поодиночке, есть целые долины бункеров. Большинство имеет небольшие размеры и рассчитано на пулеметный расчет. Но есть и железобетонные «шатры», в которые можно загнать пару танков или установить крупнокалиберные орудия. Некоторые бункеры соединены между собой подземными ходами.

В ДОТЕ СЕНО НЕ ГНИЕТ

Первое экспериментальное сооружение построили в 1950 году по приказу генерального секретаря Албанской Партии Труда Энвера Ходжи. Испытывали укрепления на прочность весьма оригинально — строителей загоняли в бункер, который расстреливали из танкового орудия. Если авторы оставались живыми, объект принимался. За время правления Ходжи по всей стране построили около 600 тысяч дотов! Бесполезность этих укреплений очевидна даже для невоенного человека.

Учитывая, что население страны составляло чуть более трех миллионов человек, каждая семья могла рассчитывать на дот, хотя албанцы, наверняка, предпочли бы иметь дом. В 1960-е годы стоимость строительства одного маленького бункера равнялась цене двухкомнатной квартиры. Сейчас доты облюбовали для жизни бомжи. Крестьяне также используют их для своих нужд, устроив там хранилища для сена. Благодаря хорошей вентиляции сено в бункере не гниет.

Есть еще одна особенность Албании, которая сразу бросается в глаза. Почти все автомобили в стране — «мерседесы». Данная марка является символом достатка и успеха, поэтому все албанцы копят деньги на приобретение этого автомобиля. Статистика утверждает, что албанский частный автопарк на 96 % состоит из «мерседесов». На них не только ездят в гости, но и возят арбузы, и домашний скарб. Подавляющее большинство автомобилей очень старые и изношенные.

А вот мечети, которых в стране огромное количество, все новые, поскольку построены после 1996 года. В период правления Ходжи все храмы — мусульманские, православные и католические — были стерты с лица земли, а религия объявлена вне закона.

Есть и еще одно наследие Ходжи, видимое невооруженным глазом. Диктатор, похоже, страдал паранойей, поскольку запрещал строить здания выше пяти этажей. Сейчас по высоте дома можно легко определить, когда тот был построен — в коммунистический период или после него.

«ЛАВАШ» ИЗ ШКОДЕРА

Ближайший к Черногории крупный албанский город называется Шкодер — это древний город с богатой историей. Несколько раз он менял свое название — был Скодрой, Скодриумом, Скуттари и Скадаром. Его основали в IV веке до н. э. Сейчас на окраине города кажется, что здесь недавно отгремела война — всюду возвышаются горы строительного хлама. Мусорные контейнеры заполнены доверху, в них копаются нищие. Панельные пятиэтажки, похоже, никогда не знали ремонта. В прекрасном состоянии находятся лишь бензоколонки. Часто встречаются вывески с надписью LAVAZH. Невольно ищешь взглядом лепешки и удивляешься, как в подобных антисанитарных условиях можно печь хлеб. Однако выясняется, что надпись с албанского переводится как «Автомобильная мойка». Машины моют с утра до вечера, но почему-то чище они не становятся.

Делаем остановку в центре города. Улицы заполнены вездесущими «мерседесами». Рядом с панельными хрущевками высятся пятизвездочные отели и банки со стенами из тонированного стекла. Одну из центральных площадей города украшает памятник албанским партизанам. Несмотря на общую запущенность города, люди хорошо одеты и приветливы. На иностранцев смотрят с нескрываемым интересом.

Внимание сразу привлекают серебряные купола и минареты «Свинцовой мечети». Храм — красавец! Нам везет — к мечети под автомобильные гудки подъезжает колонна автомобилей. Из первой машины (конечно же, «мерседеса») выходят жених с невестой и направляются в храм. Мы попали на албанскую свадьбу! Удивительно, но наряды молодоженов, гости, атмосфера ничем не отличаются от российских. Вторую остановку делаем в приморском городе Дуррес, который был основан греками в 627 году до н. э. Здесь находится самый большой на Балканах древний амфитеатр, рассчитанный на 15 тысяч мест. Вдоль берега тянутся чудесные пляжи с белоснежным песком. Зеленые пальмы создают романтичное настроение. Прямо на улицах продают яркие зонты, пляжные тапочки, шорты, купальники, полотенца и прочую пляжную атрибутику. Если бы не вечный мусор и помойки, город стал бы курортным раем.

НЕБОСКРЕБЫ И МИНАРЕТЫ

Из Дурреса едем на север, в столицу. От побережья моря до Тираны всего 35 км. В центре города испытываешь двоякое чувство — то ли вернулся в эпоху социализма, то ли попал в период развитого капитализма. Фасад Дворца культуры на центральной площади Скендербег украшает до боли знакомое огромное мозаичное панно — восставшие рабочие и крестьяне со знаменами и оружием в руках поднялись на борьбу с эксплуататорами. Отсюда же хорошо видны стеклянные кристаллы небоскребов международных банков, которыми нашпигован центр Тираны.

Площадь Скендербег также производит странное впечатление. На краю площади высится монумент – памятник собственно самому Скендербегу, национальному герою Албании. За ним видна белоснежная мечеть Эфем Мей с минаретом. К ней пристроена часовая башня, выполненная в католическом стиле. А по периметру напротив друг друга стоят здания, построенные в стиле соцреализма и... ренессанса, являющегося отголоском итальянской оккупации. Возле здания тиранского Университета видна знакомая фигура — мать Тереза в бронзе. Она родом из Албании, и университет носит ее имя.

Чтобы составить общее представление о городе, поднимаемся на смотровую площадку 15-этажного бизнес-центра Sky Tower. С его крыши Тирана вся как на ладони. Город расположен в широкой горной долине, до отказа забитой типовыми многоэтажками. В центре их высота, правда, не превышает пяти этажей, но к окраине увеличивается. Как символ конца эпохи Ходжи, среди невысоких домов в центре города, будто скалы, возвышаются стеклянные небоскребы. Создается впечатление, что Тирана — банковская столица Европы.

С высоты птичьего полета мое представление о стране окончательно меняется. Албания оказалось другой — европейской, современной, дружелюбной, но очень уж контрастной...



Ключевые слова Досуг, Интересно
Автор Журнал "Белая полоса", Евгений ГОЛОМОЛЗИН
Источник www.whitestrip.ru

Возврат к списку







 
Ария. Пятигорск
 










О проекте История Награды Связаться с нами Реклама ссылки

Проект "КМВ и Ставропольский край". © ООО ИП АЛЬФА КМВ 2004–2024

357500 Пятигорск, ул. Панагюриште, 16, корпус 2 тел.: (961)485-11-55, (928)348-08-05