КМВ, Пятигорск
Ставропольский край • Ставрополь • КМВ • Пятигорск • Ессентуки • Кисловодск • Железноводск • Минводы • Георгиевск
Региональный информационный портал Кавминвод
---- Нейминг банкинга: непушкинские чтения - "Какой тварью банк назовем?"
Забыли пароль?



  Сделать стартовой  Добавить в избранное     Поиск  Обратная связь  Карта сайта  Версия для печати

https://essentuki.kassy.ru/events/koncerty-i-shou/6-420/

 
Владимир Кузьмин
 
 
 



Надежда Кадышева
 


На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

10.05.2008

Нейминг банкинга: непушкинские чтения - "Какой тварью банк назовем?"

Нейминг банкинга: непушкинские чтения

Когда-то Россия держала первое место в мире по количеству бирж. Теперь - по количеству банков. А количество, как известно по Гегелю, переходит в качество. Может быть, поэтому в перечне 1100 российских банков встречаешь такие имена, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Как слышится, так и пишется?

Недавно один банкир, видимо, изрядно утомился разнообразием банковского нейминга. Задумал переименоваться - отребрендиться, как ныне говорят в приличном обществе. Позвал, небось, как водится, пиарщиков с маркетологами. Те, верно, все по науке делали - лбы морщили, кучу бумаги исчеркали, думали изрядно. Банкиру вскорости надоело: ничего, грит, сочинить не можете и весь ваш нейминг выеденного яйца не стоит - так и оно уже на МТС запатентовано. Так что хватит изгаляться над моим банком… Так и записали в названии: «Мой банк». Дешево и сердито. И по сути верно - его это банк…

Такая точность - дело редкое. Читаешь названия российских банков, и вспоминаются незабвенные споры Грановского и Аксакова. Уточняю - именно Грановского и Аксакова, а не Аксакова и Тосуняна. Потому что именно про них, идеологов западников и славянофилов, когда-то сказал Герцен: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»… Судя по списку банков современной России, традиция смотреть в разные стороны жива. И спор западников и славянофилов продолжается.

Только с точностью до наоборот. Русские банкиры предпочитают названия «западные» - «Траст», или «КИТ Финанс», или КредитЕвропаБанк. Или еще что-нибудь эдакое. А все банки с «русской» приставкой в именах контролируются либо иностранцами, либо представителями, как говорили в советские времена, нацменьшинств.

«Русский стандарт» - Рустам Тарико, «Российский кредит» - Борис Иванишвили, Русь-банк - Дмитрий Хачатуров. Есть еще и «дважды русский» банк - Русславбанк. Это тот, у которого председателем правления был Абдулжелил Абдулкеримов, а ныне руководит г-н Гусман.

О Руссобанке (шеф Марк Вайнштейн), Русском банкирском доме (Бондарович) и Русском национальном банке (Насибуллин) умолчим. Потому что у РусичЦентрбанка шеф вообще - Швачка. Ну, а Росбанк и Русфинансбанк контролируют французы из Sosiete General.

И не понимают иноземцы, что «Пушкин» сейчас - это модное кафе для манагеров, а не великий русский поэт. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»? Наивные. Русский слух куда больше ласкает название «Джон Пирпонт Морган». Напоминает об акулах Уолл-стрит или - для более, как говаривал Жванецкий, интеллигентной части публики - о флибустьерах Карибского моря и падении Портобелло.

Нашему обывателю приятнее заявить, что у него счет в Sosiete General или депозит в Райффайзене, чем сказать, что он доверил деньги какому-нибудь исконно-посконному Русьматьбанку.

Логично. Потому как названия, включающие «Русь» и «Рос», искушенному россиянину безошибочно подсказывают только одно. Ежели подкрадутся кранты (форсмажор по-ихнему) - именно в Русьматьбанке деньги сопрут, а сами смоются. А вот те, которые из Сосьете, - не смоются. Потому как они уже в Париже. А кто ж с Парижу побежит?

Есть и хитрые. Которые и нашим и вашим. Чтоб от названия и русским духом и шанелью веяло. Видимо, именно так появились на свет бренды Росевробанк, Русский международный банк и «Еврофинанс-Моснарбанк». Снимаю шляпу: звучит забористо.

Хотя, будем справедливы, есть у банков и еще более забористые названия. Тот же «Русский стандарт» или «Абсолют» - имена для отечественного уха доходчивые. Еще банк «Тинькоф» появился - тоже хорошее имя, хоть и на градус послабже будет. Так что верной дорогой идут товарищи.

Главное тут - не увлекаться. А то есть еще и «ОБИ-банк». Бренд, конечно, тоже почетный, но все же не совсем ОК. Хотя и ОБИ.

Еще одна тенденция - страсть к величию. Однообразная, впрочем, страсть. Зато массовая. Потому как во всем мире только два банка реконструкции и развития - Международный и Европейский. А у нас их целых семь - Московский банк реконструкции и развития, Русский банк развития, Уральский банк реконструкции и развития, Российский банк реконструкции и развития, Всероссийский банк развития регионов, Международный банк развития и Балтийский банк развития. Был еще Санкт-Петербургский банк того же самого, но дореконструировался и доразвивался вплоть до банкротства. Так и канул вместе с деньгами вкладчиков. Такая вот умилительная тяга к развитию. Нашим только дай что-нибудь пореконструировать и поразвивать.

Кто не успел ухватиться за идейку с развитием, предпочитают просто назвать свой банк первым. Вот Первый чешско-российский банк. По размеру капитала он, правда, не первый, а сто первый, но не это главное. Еще есть Первый объединенный и Первый республиканский. Вторых, кстати, вообще не наблюдается.

Те, которые вторые - то есть рыл… капиталом не вышли, - пошли другим путем. Подбирают названьица, чтобы ухватить кусочек славы от старших товарищей. Одних «стандартов» у нас три - помимо «Русского», есть еще «Национальный» и «Финансовый». Неплохо звучат банк «Россия» и Инвестсбербанк - есть в этих именах что-то такое, отдаленно напоминающее… Название «Инвестсбер» немца или американца поставило бы в тупик: вы, мол, чего все-таки, инвестируете или сберегаете, вы агрессивны или консервативны? Для них это звучало бы примерно как Направоналевобанк. А у нас - ничего, сойдет. Потому как наш народ хочет как раз рыбку и съесть и сберечь… Мы ж не халявщики, мы - инвесторы!

Так что не удивляйтесь и, как говорил однофамилец модного кафе, «оставьте - это спор славян между собою…».

Имидж - ничто…

С некоторыми банками совсем сложно. Например, в АйСиАйСиАйбанк не каждый рискнет позвонить: легко сбиться, сколько раз надо ойкнуть, а сколько - сикнуть.

«Япы Креди Банк» напрягает: непонятно, кто такие эти «япы»? Название «Московский залоговый» напрягает вдвойне, как и «Русский банк имущественной опеки». Чего сразу-то - залог, опека?

Трудно понять, почему Канский банк находится в Красноярске, а одноименный фестиваль - явно за чертой этого города. Режет ухо название Свердловского губернского банка. Это примерно как «Ленинский императорский». Вы уж разобрались бы, ребята, где Свердлов, а где губерния.

С сокращениями тоже поаккуратнее. Если Межтопэнергобанк привыкшее к советским названиям ухо еще как-то воспринимает, то Углеметбанк – уже немного перебор, а? Поблагозвучнее, пожалуйста. А то вон Тверьуниверсалбанк предприимчивые контрагенты уже переименовали в «Тварьбанк».

Проще надо быть. Есть ведь примеры. В России зарегистрирован Национальный космический банк. Скромненько и со вкусом. Непонятно, правда, что это за национальность такая космическая? Да еще и банки контролирует?..

У многих банков еще и символы есть. Например, у ДжиИМаниБанка - виньеточка, у КредитЕвропаБанка - снежинка, а у Сбербанка - большая зеленая дверь, возле которой в обед толпится народ. В моде буквы. У «Возрождения» - большая синяя V. У Альфа-банка - большая красная А. Двинулся по этому пути и Мастер-банк, соорудив себе большую букву «М». Но адекватно это принимают только там, где есть метро и «Макдоналдс». Потому как в маленьких городах есть риск промахнуться с целевой аудиторией: не так поймут, и будет у офиса лужа.

Еще тенденция - озверение банковских символов. Ладно еще, если символ - птичка, как у СМП-банка (баклан, кажется). А если лев - как на рекламе НОМОС-банка? Он там прыгает, а смысл такой: иди к нам, лишенец, не бойся…

У банка «Ак Барс» символ предопределен именем - белый барс. В зоопарке Казани на клетке с этой зверюгой написано, что содержится живность за счет банка. Впечатление портит табличка на русском и татарском языках, которая предупреждает: «Ак Барс - хайван агрессивнын!» И добавляет: «Не кормить!»

Банковских маркетологов хлебом не корми - дай что-нибудь новенькое выдумать. И смело, надо сказать, работают, с огоньком. С выдумкой.

Недавно уральский СКБ-банк провел конкурс частушек на тему себя, любимого. Один из призов дали автору текста, прямо скажем, берущего за душу и иные трепетные места. Коль скоро это произведение вывешено на официальном сайте банка, осмелюсь процитировать:

Бабок нету у меня,
В СКБ приперлась я,
Там срубила я капусту,
Теперь денег до …! 

Броня крепка, и банки наши быстры

С музыкальным вкусом у банкиров попристойнее. Позвоните наугад в несколько банков - звучат в основном приятные мелодии. Видимо, у банковских маркетологов шаловливые ручонки до подбора музыки call-центров не дошли, и им «ставят звук» поставщики телефонного оборудования. Во всяком случае, в трех десятках банков, куда мы обратились, не смогли назвать композицию, которой они развлекают ждущего соединения клиента. И искренне поинтересовались: «А какая разница?» Да никакой, в общем (чем бы дитя ни тешилось, лишь бы частушек не сочиняло), но все же социологи утверждают, что 25% клиентов придают значение мелодии, звучащей в режиме телефонного ожидания. Впрочем, некоторые закономерности все же наблюдаются.

Любители электронной музыки могут смело звонить в небольшие банки: именно здесь песенка из «Утиных историй» скрасит их ожидание и напомнит компьютерное детство. Более солидные кредитные учреждения «дают» респектабельную классику. Однако если «Времена года» Вивальди или сонаты Моцарта приятно послушать, то хачатуряновский «Танец с саблями» в телефонном исполнении быстро утомляет. А «Цыганочка» с «Эх, раз, еще раз, еще много-много раз!» вызывает опасение. Чего еще раз-то? Набирать номер, что ли?

Некоторые банки вместо музыки практично запускают информацию о своих услугах, кредитах и вкладах. Не Вивальди, конечно, но и не дядюшка Скрудж. Впрочем, на вкус…

А вот в «иностранных» банках подбирают музыку сами. В «дочках» французских банков звуки патриотичные - Джо Дассен, Патрисия Каас, Гару и проч. Другие «западники» ставят испанские романсы или спокойную джазовую музыку.

Впрочем, всех заткнул за пояс банк «Агроимпульс», call-центр которого издает несравненные звуки - «Артиллеристам Сталин дал приказ…».


Ключевые слова Банк
Автор Ян АРТ, журнал "Белая полоса"

Возврат к списку







 
Ария
 










О проекте История Награды Связаться с нами Реклама ссылки

Проект "КМВ и Ставропольский край". © ООО ИП АЛЬФА КМВ 2004–2024

357500 Пятигорск, ул. Панагюриште, 16, корпус 2 тел.: (961)485-11-55, (928)348-08-05