КМВ, Пятигорск
Ставропольский край • Ставрополь • КМВ • Пятигорск • Ессентуки • Кисловодск • Железноводск • Минводы • Георгиевск
Региональный информационный портал Кавминвод
---- Старикам здесь не место
Забыли пароль?



  Сделать стартовой  Добавить в избранное     Поиск  Обратная связь  Карта сайта  Версия для печати

https://essentuki.kassy.ru/events/koncerty-i-shou/6-420/

 
Владимир Кузьмин
 
 
 



Надежда Кадышева
 


На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

18.04.2008

Старикам здесь не место

Знакомая история: вас не берут на работу, ссылаясь на неподходящий пол, возраст, рост, вес, разрез глаз и т.д. На днях в Воронеже завершился судебный процесс, который, возможно, войдет в учебники права. Юристы не могут вспомнить, когда в российской практике человек, незаконно получивший отказ в приеме на работу, смог выиграть в суде у своего несостоявшегося работодателя...

Суд не только признал правоту 59-летнего воронежца Юрия Ступко, но и обязал ООО "Талирс плюс" выплатить ему компенсацию в 290 тысяч рублей. Проведенное недавно Центром социально-трудовых прав социологическое исследование показало, что в России с трудовой дискриминацией сталкивается примерно каждый четвертый человек. Дискриминация - это когда вас не берут на работу не потому, что вы не говорите по-английски, а потому, к примеру, что носите (или не носите) усы как у доктора Ватсона.

История Юрия Ступко. Оптимистичная

Сейчас Юрий Ступко нигде не работает и состоит на учете в центре занятости. Единственный источник его доходов - пособие по безработице. Пять лет тому назад Ступко "ушли" с работы, и с тех пор он никуда не может устроиться.

- Мой отец - инвалид первой группы, участник войны, - рассказывает Юрий. - Мне пришлось за ним ухаживать. Я не брал больничные по уходу, просто иногда, бывало, пораньше уходил на обед. Работа была в пяти шагах от дома. У отца склероз сосудов головного мозга, мне его покормить нужно было. А на работе меня понять не захотели, просто сказали: "Иди отсюда". Начальству нужно было пристроить своего человека на мое место. Меня уволили и даже не выплатили деньги.

Ступко судился со своим бывшим руководством, но проиграл. Вообще у него приличный судебный стаж. Сейчас он судится еще с двумя работодателями, отказавшими ему в трудоустройстве. Выигранное у "Талирс плюс" дело было у Юрия четвертым процессом и первым триумфом в его "крестовом походе" на работодателей.

- У меня на них большая обида, - соглашается Ступко. - После статьи в нашей воронежской газете меня вообще никто на работу не берет. Но мне уже терять нечего. Через месяц я выхожу на пенсию. Я считаю, что отстоять свои права в суде практически невозможно. Ни центр занятости, ни местная власть, ни прокуратура, ни Госинспекция труда не заинтересованы в ссорах с работодателем. Не советую никому связываться. Так прославишься, что потом никуда не устроишься. Я решил повоевать лишь потому, что у меня на руках оказалась эта бумажка - отказ в приеме на работу с формулировкой "не подходит по возрастной категории".

Неуважительная причина

"Бумажка", которая сыграла такую роль, - направление из центра занятости. Если соискателя не берут на работу, то именно в нем работодатель должен указать почему. Уважительных причин, по которым работодатель может абсолютно законно дать соискателю от ворот поворот, - множество. Это недостаток опыта, квалификации, незнание иностранных языков. Но российские работодатели упорно пытаются избавиться от сотрудников среднего возраста или слишком юных, холостых или семейных, многодетных или бездетных, женщин или мужчин.

В Трудовом кодексе выделено 15 оснований, по которым запрещено сравнение работников. Дифференциация на основании признаков, не имеющих отношения к профессиональным качествам, является дискриминацией и запрещена. Чаще всего работодатель все же понимает, что настоящую причину отказа сообщать соискателю нельзя. Но в истории с Юрием Ступко даже адвокат ответчика в своем возражении на апелляционную жалобу с редкой непосредственностью признал: его подзащитный предпочитает женщин в возрасте до 35 лет.

Размер имеет значение

История 20-летней москвички Ольги А. не закончилась судом. Собственно говоря, она закончилась, даже не начавшись. Студентка московского вуза Ольга может пока претендовать только на место секретаря или менеджера. Она бы хотела работать в каком-нибудь крупном автосалоне, но не может туда устроиться. Проблема в том, что Ольгу нельзя назвать худышкой. Она представляет собой тип, который принято именовать "русской красавицей", - высокая, голубоглазая и "аппетитная". В последнем автосалоне, где она была на собеседовании, ей заявили, что униформа 44-46-го размера.

- Как правило, менеджеры по подбору персонала открытым текстом подобные вещи не проговаривают. Если такое все же произошло, то это свидетельствует о невысоком уровне компании, - считает директор департамента развития Международного кадрового центра "Лидер" Лилия Халапова. - Сейчас на рынке множество компаний с иностранным капиталом, которые ориентируются на европейские стандарты внешности работников. Эти требования не афишируются, но и не скрываются от рекрутеров, подбирающих персонал. Но если у соискателя достаточно профессиональных навыков, то работу он найдет всегда. На рынке труда спрос отнюдь не выше предложения. И 45-летний и 50-летний может найти работу. Просто для разных позиций существуют свои требования, которым надо соответствовать.

Однако у каждого правила есть свои исключения. И если рекрутер видит, что кандидат формально не подходит, но на самом деле может прекрасно справляться с работой, он все же рекомендует работодателю с ним встретиться. Работодатель мнется: мол, помните, мы с вами обсуждали, мне бы все же хотелось и т.д. Тогда рекрутер посылает на собеседование еще двух-трех кандидатов похуже. В конце концов он предложит провести сравнительный анализ. И в большинстве случаев работодатель закроет глаза на мелкие недостатки. Принцип полезности всегда побеждает.

Чеснок отпугивает не только вампиров

Такие вещи ни работодатели, ни рекрутеры никогда не проговаривают напрямую с теми, кто ищет работу. Но... в частной беседе, "не для печати", работодатели рассказывали, что даже с квалифицированными и добросовестными сотрудниками приходилось расставаться из-за неприятного запаха, дурацкой привычки цыкать зубом и даже из-за ужасных духов.

- Она была замечательным специалистом, - рассказывает руководитель подразделения крупной столичной компании. - Хорошего бухгалтера вообще сложно найти. Но этот запах пота... Ни красноречивые взгляды коллег, ни довольно прозрачные намеки не помогли. Мне-то что, я сидел в другом кабинете, а вот остальные сотрудники страдали и жаловались на невыносимую в буквальном смысле атмосферу. Пришлось под предлогом сокращения уволить эту женщину.

- Я не взял на работу секретарем очень милую и толковую девушку, неплохо владеющую английским, - делится другой работодатель. - Меня сначала насторожило, что в трудовой слишком много записей. Она нигде не задерживалась больше трех месяцев. А через пятнадцать минут беседы с ней я понял, в чем дело. Она постоянно, через каждые 20 секунд (я засек!) цыкала зубом. Я ей, конечно, отказал.

А в спаянном женском коллективе одной из московских районных библиотек сотрудницы сами выжили коллегу. Лишь за то, что она очень любила чеснок. Обедали библиотекарши прямо на рабочем месте, и выносить этот запах, доводивший их до умопомрачения, не было никаких сил.

Как разрулить ситуацию

Но что же делать тем, кто пахнет нормально, но все же не вышел ростом или возрастом? Юрист Центра социально-трудовых прав Анна Гвоздицких убеждена, что ситуация не безнадежна:

- Я считаю, что всегда можно и нужно отстаивать свои права. Я считаю, что в случае с Ольгой имела место просто блажь работодателя. Основная задача менеджера в автосалоне - ведение документации, знание продукта и так далее. Я могу еще представить, что нужно умение хорошо говорить по-русски. Но внешний вид здесь не трудовое качество работника. Это точно такая же дискриминация, какая встречается и в ресторанах национальной кухни. Там подбирают персонал, который внешне соответствует концепции заведения. Это неправильно. По-моему, можно было бы ограничиться мэйк-апом. Ведь трудовая функция официанта в суши-баре заключается не в том, чтобы иметь миндалевидный разрез глаз, а в том, чтобы грамотно обслуживать посетителей.

Никто не идет на конфликт

Социологическое исследование, проведенное Центром социально-трудовых прав (ЦСТП) на примере городов Кемерово и Самара, показало, что 14% человек, столкнувшихся с проблемами на работе, объясняют их дискриминацией. Но в реальности цифра намного больше. Многие просто не понимают, что то, что они считают нормой, на самом деле - дискриминация. С учетом поправочного коэффициента доля людей, чьи права были хоть раз нарушены, составляет 20-25% населения.

- Дискриминация стала нормой трудовых отношений и очень распространена, - считает ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП Петр Бизюков. - Но ведь она приносит невероятный вред обществу! Женщина чаще всего не может быть высокооплачиваемой, сколько бы она ни работала. Человек старшего или молодого возраста, как бы талантлив ни был, ни на что претендовать не может. Необоснованная дифференциация, загоняющая людей в некие категории, усиливает отчуждение, напряженность, общественную апатию, скрытый саботаж. Человек вроде на работе, но его как бы и нет, работает он спустя рукава.

Но, как ни странно, ни работники, ни работодатели не считают дискриминацию серьезной проблемой. Это явление сугубо негативное. Значит, необходимо или бороться с ним, или как-то избегать. Но таких возможностей почти нет. Остается лишь один способ сосуществования с проблемой - сделать вид, что ее нет.

Мечта манипулятора

- Есть женщины, которые уверены, что они не такие сильные, как мужчины, или больше болеют, поэтому они не возражают, чтобы им платили меньше, - рассказывает Бизюков. - Даже некоторые эксперты утверждают, что молодые работники якобы более гибкие и обучаемые. Но нигде в специальной литературе я не нашел устойчивых данных о том, что 45-летний работник менее обучаем, чем 20-летний. В ходе исследования мы выяснили, что многие работодатели предпочитают молодых работников только потому, что ими легче манипулировать. Когда работник достигает лет 30, от него так или иначе избавляются.

Казалось бы, через небольшое время интересы предприятия должны войти в конфликт с кадровой политикой. Нельзя же до бесконечности игнорировать опытных сотрудников и нанимать на работу молодняк! Но Бизюков считает, что многие технологии, которые сейчас используются (например, в торговле), требуют не особенных навыков, а лишь подчиняемости. Подход к трудовым ресурсам, который сейчас выработался у работодателей, можно назвать хищническим.

- Часто люди сталкиваются с дискриминацией, когда пытаются защитить свои права, - рассказывает Петр Бизюков. - На борьбу решается только тот, кто уже решил из организации уходить, или пенсионеры, которым нечего терять. То есть мы обмениваем рабочее место на какую-то часть своих гражданских прав. Получается, что работник - как бы недогражданин. Становится понятно, почему столь популярны сейчас мигранты: у них нет такого объема прав, как у коренного населения. Используя мигрантов как способ для шантажа, работникам угрожают снизить зарплату. Фактически не мы их вытягиваем, а они нас опускают. Из этого следует лишь один вывод - профсоюзам следует активнее бороться за права мигрантов n


Пожилая правдолюбка - кошмар работодателя

По сведениям Центра социально-трудовых прав (ЦСТП) 20-25% россиян хоть раз в жизни сталкивались с дискриминацией при приеме на работу.

Первое место занимает возрастная дискриминация (19,5%). Молодым - везде у нас дорога! Старикам - почетная пенсия.

На втором месте - борцы с несправедливостью (11%). Руководство не любит таких сотрудников.

На третьем месте - гендерная (половая) дискриминация (6,1%). Женщинам в России сложнее сделать карьер


Юрист Центра социально-трудовых прав Анна Гвоздицких: "Носите с собой диктофон"

Единственный способ защиты от дискриминации для соискателя - это обращение в суд. Первый шаг - фиксация самого факта своего обращения к работодателю. Надо написать письменное заявление с просьбой о приеме на работу. В принципе Трудовой кодекс обязывает работодателя сообщать причину отказа в письменной форме. Если удастся получить такой документ, то уже можно идти в суд. Но в целом, по разъяснениям Верховного суда, работодатель свободен в своем решении принимать кандидата на работу. Устный отказ, ущемляющий права претендента, можно подтвердить либо свидетельскими показаниями, либо диктофонной записью. Особый вопрос - что стоит просить в суде: компенсировать моральный вред, признать факт дискриминации или все-таки обязать работодателя заключить трудовой договор. К сожалению, прямого ответа в Трудовом кодексе нет. Поэтому моя рекомендация такая: просить надо по максимуму, иначе обращение в суд не имеет смысла.


Ключевые слова Социум, Жизненно
Автор Полина Орлова
Источник www.finiz.ru

Возврат к списку







 
Ария
 










О проекте История Награды Связаться с нами Реклама ссылки

Проект "КМВ и Ставропольский край". © ООО ИП АЛЬФА КМВ 2004–2024

357500 Пятигорск, ул. Панагюриште, 16, корпус 2 тел.: (961)485-11-55, (928)348-08-05