На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...
07.04.2008 Аптечный жарВладельцы российских аптек стремительно скупают региональные сети в ожидании западных инвесторов. Сети заканчиваются, долги растут, а иностранцы в Россию все не торопятся...
«Если аптекам когда-нибудь разрешат продавать красное вино как средство, помогающее поддерживать сосуды в нормальном состоянии, подозреваю, полки будут им просто забиты»,— иронизирует генеральный директор агентства «Фармэксперт» Николай Демидов. В сегодняшней аптеке можно найти не только средства гигиены, которые хотя бы внешне похожи на фармацевтическую продукцию, но и, например, продукты питания. Секрет прост. По словам генерального директора DSM Group Александра Кузина, наценка на лекарства в среднем составляет около 30%, а на парафармацию («окололекарственные» препараты.— СФ) может доходить и до 50%. «У большинства сетей сегодня соотношение парафармации и лекарств в выручке в районе 40:60. А в марже это соотношение уже 50:50»,— говорит Демидов. По данным генерального директора ЗАО «Эркафарм» (управляет сетью аптек «Доктор Столетов») Татьяны Шостик, рост продаж нелекарственных товаров в 2007 году составил 40%, тогда как в целом коммерческий аптечный рынок вырос на 20%. О повышении эффективности бизнеса аптекари задумались не случайно. «Только сейчас аптеки начинают ощущать конкуренцию,— поясняет Александр Кузин.— И если до сих пор потенциальные инвесторы смотрели на оборот компании, то теперь в первую очередь оценивают ее прибыльность». Мест нет ВЫШЕУПОМЯНУТЫЕ 20% прироста совокупной выручки аптек — довольно неплохой показатель для фармрынка. Общий объем продаж лекарств в прошлом году, по данным «Фармэксперта», увеличился лишь на 15% (помимо аптек сюда входят госпитальные продажи и ДЛО). Но почти все места в «аптечном экспрессе» уже заняты. Аналитики сходятся во мнении, что по количеству аптек на душу населения Россия уже догоняет развитые страны. По данным «Фармэксперта», одна аптека в нашей стране в среднем приходится примерно на 6 тыс. человек, а в некоторых городах, например в Санкт-Петербурге, этот показатель составляет уже 3 тыс. По сведениям DSM Group, в России сегодня действуют около 50 тыс. аптек и аптечных пунктов, то есть примерно по одной розничной точке на каждые 2,8 тыс. человек. Схожие показатели во Франции и Германии — 3,8 тыс. жителей, в Великобритании — 4,8 тыс. «В некоторых областях России даже крупным игрокам приходится закрывать аптеки, потому что они неэффективны»,— рассказывает Татьяна Шостик.
Передозировка
ПОЖАЛУЙ, наиболее показательна ситуация с «мелью» у лидера — «Аптечной сети 36,6». В течение последних пяти лет эта компания наиболее активно привлекала финансирование: $14,4 млн в ходе IPO в 2003 году, $114 млн на SPO минувшей осенью плюс заемные средства. В результате активных заимствований на 12 ноября прошлого года задолженность компании составляла $266,4 млн. «По нашим оценкам, это примерно 8,5–9 EBITDA компании за 2007 год. Тогда как критическим можно считать уровень 5 EBITDA. Для сравнения: публичный продуктовый ритейл в России имеет в среднем уровень долга 2,5–3 EBITDA»,— отмечает аналитик ИК «Метрополь» Ирина Прокопьева. Сеть «36,6» уже выбилась из графика: вместо заявленных 1450 аптек на конец 2007 года она насчитывала лишь 1224. «Было принято решение сфокусироваться на повышении операционной эффективности бизнеса»,— объясняет «недостачу» генеральный директор ОАО «Аптечная сеть 36,6» Артем Бектемиров.
Таблетка от жадности
НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, что иностранцы вовсе не проявляют интереса к российской фармацевтической рознице. Например, осенью 2006 года немецкая Celesio AG участвовала в тендере на покупку сети O3. Победила в тендере «Ригла», входящая в группу «Протек». Спустя год стало известно о том, что Celesio приценивается теперь уже к самому «Протеку». Однако вскоре немцы заморозили сделку, мотивировав это решение политической ситуацией. В тот момент по рынку пошли слухи о возможной национализации крупных российских дистрибуторов, и «Протек» считался одним из наиболее вероятных кандидатов (так, в августе 2007 года генеральный директор дистрибуторского подразделения группы Виталий Смердов оказался под следствием по подозрению в даче взятки должностному лицу). Британский фармхолдинг Alliance Boots, также пытавшийся купить O3, с марта 2006 года в России владеет фармдистрибутором «Аптека-холдинг», развивает сеть «Моя любимая аптека» и, по слухам, ведет переговоры с сетью «Вита», входящей в десятку лидеров.
Похоже, российские продавцы лекарств оказались в довольно затруднительной ситуации. Достичь привлекательности для западных инвесторов они не успели, региональные аптеки стали неадекватно дороги, да еще и кризис ликвидности лишил компании источников финансирования. Тут и в самом деле впору лоббировать разрешение на продажу красного вина. По крайней мере, будет в чем искать утешение.
Оборот в первом полугодии 2006 года*: $157,9 млн Оборот в первом полугодии 2007 года*: $300 млн Стратегия: выход в города с населением от 250 тыс. человек. Тактика: компания ведет активную экспансию в регионы в основном за счет поглощения других игроков, но также открывает собственные точки продаж. Развитие в значительной степени обеспечено заемными средствами. Первой ввела открытый формат торговли и запустила private label. «Аптечная сеть 36,6» — первая и до сих пор единственная компания в российской фармацевтической рознице, которая вышла на IPO. В июле 2006 года приобрела акции «Европейского медицинского центра» (частная клиника) и планирует создать еще несколько клиник в Москве. Тогда же начала внедрять собственную логистическую систему.
Основанная в 2001 году аптечная сеть «Ригла», опираясь на плечи материнской структуры — группы компаний «Протек», к 2008 году довела число розничных точек до 426. Оборот в первом полугодии 2006 года*: $77,6 млн Оборот в первом полугодии 2007 года*: $129 млн Стратегия: создание до 2010 года национальной сети с товарооборотом $1 млрд и количеством аптек не менее 1000. Тактика: компания стремится поддерживать максимально широкий ассортимент продукции, используя родственные связи с центром внедрения «Протек» (один из крупнейших российских фармдистрибуторов). Проводит агрессивную рекламную политику. В 2006 году запустила программу лояльности, включающую дисконтную систему (скидки от 2% до 7%), различные акции и образовательные программы. По данным сети, 45% клиентов в настоящее время являются ее постоянными покупателями. В сентябре 2006 года «Ригла» начала ребрэндинг, пытаясь в позиционировании своих точек уйти от аптек к фармамаркетам.
Новые цели: стать самой эффективной аптечной сетью в России по всем относительным показателям (средняя выручка на аптеку, средний чек, количество чеков и т. д.).
Оборот в первом полугодии 2006 года*: $56,4 млн Оборот в первом полугодии 2007 года*: $103,7 млн Стратегия: удержать место в тройке лидеров.Тактика: компания развивается исключительно за счет органического роста, открывая аптеки с нуля. В 2006 году создала в крупных региональных центрах 19 филиалов. Открывает аптеки лишь в тех регионах, где есть возможность занять долю не менее 10–14%. Иногда не стремится сразу нарастить присутствие в регионе до максимума, довольствуясь единичными точками продаж. Не увлекается брэндингом, предпочитая вкладывать средства в расширение сети. Тяготеет к прилавочной форме торговли. В позиционировании сделала ставку на «чистую» аптеку, стремясь ассоциироваться в умах потребителей именно с лекарствами. Оптимизирует логистику: открыла собственный склад в Петербурге. Владеет фармацевтическим производством «Фармакор продакшн». Проблемы: органический рост требует много времени, и компания рискует потерять свои позиции под натиском более агрессивных игроков, таких как A5 и «Доктор Столетов», активно осуществляющих сделки M&A.
Оборот в первом полугодии 2006 года*: $60 млн Оборот в первом полугодии 2007 года*: $90 млн Стратегия: повышение эффективности государственных аптек Москвы, обеспечение доступными лекарствами средних слоев населения. На рынке бытует мнение, что сеть формируется под последующую приватизацию. Тактика: компания создана в 2005 году по распоряжению правительства Москвы путем объединения столичных муниципальных аптек. Работает только в Москве, не стремясь к региональной экспансии. «Столичные аптеки» не скупятся на оплату труда и сумели собрать в команде хороших управленцев среднего звена (по сведениям участников рынка, зарплаты $2–3 тыс.— нормальное явление в компании). Сеть имеет весомую долю в столичной программе ДЛО, что дает ей прирост оборота и хорошие отношения с производителями. За счет централизации закупок стремится получить более выгодные цены от поставщиков.
|