КМВ, Пятигорск
Ставропольский край • Ставрополь • КМВ • Пятигорск • Ессентуки • Кисловодск • Железноводск • Минводы • Георгиевск
Региональный информационный портал Кавминвод
---- Первая королева...
Забыли пароль?



  Сделать стартовой  Добавить в избранное     Поиск  Обратная связь  Карта сайта  Версия для печати

Мираж

 
Рок-опера «Юнона и Авось»
 
 
 



Надежда Кадышева
 


На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

06.11.2007

Первая королева...

90 лет назад на экраны страны вышел фильм «Молчи, грусть, молчи». Уже в день премьеры он стал самым кассовым хитом в истории немого кино, а актрису фильма Веру Холодную превратил в первую легенду российского кинематографа.

Задолго до выхода этой киноленты на экраны объявили предварительную запись зрителей на ее просмотр, а в день премьеры к кинотеатрам Москвы пришлось вызывать драгун для разгона обезумевших зрителей. На протяжении многих месяцев после первой демонстрации картина продолжала приносить кассовые сборы, как и в первый день проката, а Веру Холодную безуспешно попытался перекупить Голливуд, завистливо выдохнув: «Родилась звезда».

В начале было…

…маленькое помещение с прикрытой дверью, открыв которую, посетитель кинозала выпускал на улицу клубы дыма и лучи холодного синего света. А попав внутрь, первые несколько минут задыхался от смрада мазута, табака и эфира, пытаясь разглядеть экран мгновенно вспухшими глазами. В эпоху зарождения кино просмотр фильмов был делом опасным для здоровья: машины, приводящие в движение проекторы, работали на мазуте, сами проекторы — на эфирно-кислородных лампах, публика в кинозале курила самого разного качества табак, при том, что приборов для очистки воздуха больших помещений тогда просто не существовало. Таков был реализм зарождавшегося в начале XX века синематографа. Его не считали поначалу ни серьезным искусством, ни мало-мальски прибыльным бизнесом, хотя народ валом валил на показы. Фильмы в Россию привозились из-за границы, а начать собственное кинопроизводство мешало отставание в развитии техники и аппаратуры. Первые робкие попытки заработать на этом заканчивались неудачей: за импорт картин приходилось платить сумму, не окупающуюся при показах, хотя иностранные предприниматели за бесценок сбывали ленты, уже «обкатанные» за границей, — по пять копеек за метр. Но, несмотря на качество обслуживания и отсутствие комфорта, зрителей не убывало. Поэтому вполне закономерным стало возникновение стационарных кинотеатров с установленной жесткой таксой и более-менее приемлемыми условиями для просмотров, например, наличием в помещении форточек. В обустроенных кинозалах за билет брали один рубль, в кинозалах средней руки — 50 копеек, в дешевых зальчиках — до 30 копеек.

Киномир постепенно менялся. Сначала в Петербурге открылся кинотеатр «Пикадилли» на 800 мест, с ложами, стоимостью от трех до пяти рублей. Потом в Киеве возник киносалон «Электробиограф», где имелись и буфет, и вентиляция, и оркестр вместо тапера. Василий Гончаров снял первую российскую киноленту «Понизовая вольница», а в кинобизнес пришел Александр Ханжонков — первый российский кинопродюсер, открывший кинематографу его первую Королеву.

Дети века

Казачий есаул Александр Ханжонков был беден, умен, предприимчив и впечатлителен: «живые картинки», увиденные им в 1905 г., настолько поразили его воображение, что впоследствии стали делом всей его жизни. Позднее Театр теней, как тогда называли синематограф, принес первому российскому кинопродюсеру прибыль в несколько миллионов рублей серебром, создав капитал в буквальном смысле из света и воздуха.

Чтобы стать посредником между иностранными кинофирмами и российскими кинозалами, Ханжонков основал предприятие «Ханжонков и Ко», имея на руках лишь пять тысяч рублей. И пошло-поехало: сначала закупка и перепродажа иностранных картин, затем работа над собственными переводами и изготовлением титров, потом производство собственных кинолент. Ставку Ханжонков сделал не только на любовные мелодрамы и комедии положений, но и на картины с серьезными классическими сюжетами по произведениям Толстого, Достоевского, Чехова. Кроме игровых лент, Ханжонков также закупает, производит и демонстрирует хроникальные, просветительские, трюковые и мультипликационные картины, уже тогда проявляя недюжинное чутье на таланты, конвейером создавая новых звезд экрана. В 1912 г. киноателье приносит прибыль около 100 тыс. рублей, через пару лет оборот возрастает до 250 тыс., а к 1914 г. утраивается. В 1915 г. ателье «Ханжонков и Ко» стало самым прибыльным в российском кинобизнесе.

Именно тогда к известному режиссеру Евгению Бауэру приходит молоденькая девушка с рекомендательным письмом от кинофирм Ермольева и Рейнгарта (где она сыграла лишь в двух эпизодах), содержавшим нелестный отзыв: «красива и бездарна». В тот момент Бауэр, работая в ателье Ханжонкова, собирался снимать мелодраму «Песнь торжествующей любви…». Он подыскивал тургеневскую героиню со свежим взглядом и грустными глазами, сочетающую природную чувственность с целомудренностью. Всего лишь одна проба — и режиссер мгновенно оценил изящество и невероятную киногеничность юной барышни. Ханжонков же, проявляя свое фирменное чутье на таланты, не раздумывая, дает продюсерское «добро» на введение никому не известной Веры Холодной на главную роль и… предусмотрительно заключает с ней контракт на три года.

Вера Холодная возникла из белого полотна и синего струящегося света как черно-белое видение, заколдовав страну одним мгновением. Сказочная красота, эмоциональная мимика, скупые жесты… Никакой надуманности в движениях благодаря отсутствию театрального актерского опыта. Необыкновенная выразительность глаз. Всего три первых фильма Евгения Бауэра с Верой Холодной в главной роли — «Песнь торжествующей любви» (1914 г.), «Пламя неба» и «Дети века» (1915 г.) — и Российскую империю, от Москвы до самых окраин, охватила лавина фанатичной народной любви. По всей стране выстраивались километровые очереди, толпа выбивала окна и сносила двери с петель, стараясь попасть на сеанс. Первый российский киножурнал «Кино» обзавелся светской колонкой, посвященной Вере Холодной: все говорили, писали, думали и мечтали только о ней. Затмив голод, разруху, страх и крушение идеалов, Вера Холодная превратилась в живую легенду. А легенды эти, по мнению обывателей, не проживают обычной жизни.

Цена признания

Когда в 1918 г. о Вере Холодной решили сделать автобиографический фильм «Тернистый путь славы», сценарист и режиссер столкнулись с проблемой: снимать было не о чем! Никакого, собственно говоря, тернистого пути: проснулась знаменитой после первой главной роли в своей третьей в жизни картине. Никакого трудного, голодного или опасного детства: обычная среднеобеспеченная семья, любящие дочерей и друг друга родители. Непременное увлечение книгами, стихами, балетом и театром — необходимое для барышни тех лет образование. И, что оказалось хуже всего, — никаких будоражащих душу страстей, романов или неразделенной любви: первая и единственная любовь в 17 лет закончилась законным браком со скромным юристом Владимиром Холодным, а позже — рождением первой дочери Евгении и удочерением второй, Ноны. Обычная жизнь обычной женщины.

Вместо предполагаемых нескольких недель на съемки фильма ушли месяцы, а в результате вышло документальное кино с несколькими бытовыми сценками из жизни актрисы. Но и эта ничем не примечательная по драматургии картина собрала кассу не менее 30 тыс. рублей: зрители ломились в кинотеатры, дабы увидеть свою Королеву! И увиденное лишь подогревало интерес: журналисты и молва назначали ей в мужья первых красавцев экрана, вели счет застрелившимся любовникам. И если актрисе и ее семье слухи приносили одни огорчения, то Ханжонков продолжал зарабатывать — до 50 тыс. рублей приносил только один его кинотеатр от демонстрации фильмов с участием актрисы. У Ханжонкова Холодная снималась почти ежедневно, он запускал киноленту за кинолентой. В ущерб качеству росло количество, но зрителям было все равно, лишь бы на экране «шла Вера Холодная». Более того, предприимчивый деятель перед выходом картины, в которой Холодная не снималась, пускал слух о ее участии в ленте. Первые недели фильм приносил огромный кассовый доход, а в газетах появлялось объявление о том, что якобы по причине болезни актриса В. Холодная в такой-то картине участия принять не смогла. За три года работы с актрисой прозорливый кинопродюсер смог утроить свое состояние. Но тут, по истечению контракта, Холодная решила уйти в новое киноателье. И это в 1916 г., когда только за один год в стране было выпущено более 500 фильмов, продано 150 миллионов билетов в 4000 кинотеатров, в среднем по 50 копеек за сеанс. На каждый театральный билет приходилось 10-12 билетов в кино.

Московские кинодеятели пребывали тогда в шоке: предприниматель Дмитрий Харитонов, владелец крупнейшего в Харькове кинотеатра «Аполло» пошел ва-банк, тратя свое баснословное состояние на переманивание актеров высокими гонорарами. Неожиданный и смелый по тем временам ход! Так Харитонов «скупил» практически мгновенно всю киноэлиту того времени. Последней к нему ушла Вера Холодная — гонораров Ханжонкова не хватало, по старому контракту платили мало, а она осталась единственной кормилицей в семье: наследство бабушки потрачено, муж на фронте, на руках — больная мать и двое несовершеннолетних детей.

Теперь же обещанных гонораров хватает на безбедную жизнь, а сниматься приходится намного меньше. Харитонов не гонится за быстрой прибылью, он понижает цены на сеансы с ее участием, тем самым увеличивая приток зрителей в кинотеатры. Снимает кинохит «У камина» и его продолжение «Позабудь про камин — в нем погасли огни», выпускает, наконец, шедевр мирового масштаба «Молчи, грусть, молчи» (1917 г.). Он позволяет актрисе самовыражаться и высказывать свое мнение, чего не дозволено было делать у Ханжонкова. А самое главное — уже строит планы по завоеванию Америки и Европы, продавая на экспорт картины с участием Королевы Экрана по самой высокой цене. И вдруг 17 февраля 1919 г. в Одессе, в возрасте 26 лет, Вера Холодная умирает от быстротечной «испанки».

Где Вы теперь…

Желтая пресса, слухи, сплетни, пересуды на улицах… Все обсуждали не только загадочность смерти Веры Холодной, не желая принимать обыденность ее смерти как раньше не желали принимать обыденность ее жизни. Обсуждали также и то, что уход кинодивы потянул за собой вереницу неотвратимых изменений. Через два месяца после смерти жены умер Владимир Холодный, чуть позже ушла из жизни ее мать, дочерей увезла в Болгарию двоюродная сестра с мужем, исчезли в пучине революций имущество и заработанные деньги семьи. Еще девять месяцев пыталось продержаться на плаву ателье Харитонова, но один за другим его покинули операторы, режиссеры, артисты. И если в свое время Ханжонков после ухода актрисы лишь потерпел сокрушительное финансовое поражение, то Харитонов был полностью разорен. С уходом Веры Холодной закончился, по сути, золотой век российского немого кино, так же, как и исчезала навсегда с лица земли привычная жизнь.

Похоронили актрису в Одессе, на Первом христианском кладбище, которое в 1930-е годы закатали асфальтом под парк отдыха. В наследство потомкам осталось лишь 44 ленты, в которых с 1914 по 1919 гг. снялась Вера Холодная. До нашего времени сохранилось только пять, одна из которых — эпохальная «Молчи, грусть, молчи». Однако как не забывается первая любовь, так и Вера Холодная — первая любовь нашего кинематографа — осталась в памяти кинозрителей навсегда.


Ключевые слова История,Кино
Автор "Власть денег"
Источник www.vd.net.ua

Возврат к списку







 
Ария. Пятигорск
 










О проекте История Награды Связаться с нами Реклама ссылки

Проект "КМВ и Ставропольский край". © ООО ИП АЛЬФА КМВ 2004–2024

357500 Пятигорск, ул. Панагюриште, 16, корпус 2 тел.: (961)485-11-55, (928)348-08-05