На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...
30.10.2007 Банки в Сети...Российские банки готовятся к вторжению в виртуальный мир. Ряд крупных кредитных учреждений минувшим летом заказали ведущим российским компаниям масштабные исследования и разработку стратегий интернет-продвижения. Аналитики предрекают: в следующем году мы будем наблюдать сражение банков за лидерство в Сети.
Основания для столь смелого прогноза дает статистика приобщения России к Всемирной сети. По данным фонда «Общественное мнение», в прошлом году число ежедневных пользователей Интернета в России перешагнуло психологически знаковый показатель — 10 млн человек. А в целом с той или иной периодичностью Сетью пользуются около 28 млн россиян.
Время это, судя по всему, не за горами. По данным «ИМА-консалтинг», 25% людей именно в Интернете ищут информацию о банке, на основании которой принимают решения. Особенно это актуально в ситуациях, связанных с выбором кредитов. По словам участников рынка, сейчас уже начались процессы смычки информационных и посреднических бизнесов на кредитном рынке: брокеры и финансовые супермаркеты также приходят к пониманию того, что основным инструментом продвижения становится именно Интернет. «Думаю, в перспективе коммуникации брокеров и финансовых супермаркетов с клиентами перейдут в большинстве своем в Интернет, и поэтому чрезмерные вложения в развитие офисной сети могут оказаться неэффективными, — говорит Наталья Посадова, представитель петербургской брокерской компании «Арго-консалт». — Многое определят качество и простота интернет-коммуникаций, которые будут предложены клиентам». Движение по этому пути уже началось. В компании КФК, например, в скором времени намерены запустить сервис по интернет-кредитованию, воспользовавшись которым клиент может подобрать подходящий ему кредит, заполнить документы и получить одобрение в банке. Подобный сервис создан на портале pro-credit.ru, пользователи которого уже отправили через его сервисы кредитные заявки на общую сумму 34 млрд рублей. Практика показывает, что почти треть из них в дальнейшем получает одобрение банков. По мнению Винсента Таррида, заместителя председателя правления «BNP Paribas Восток», такие системы «позволяют клиентам экономить время, силы и средства при выборе и приобретении финансовых продуктов». «Подобные сервисы, обеспечивающие ряд серьезных преимуществ для клиентов, должны развиваться достаточно интенсивно, — считает Таррид. — И появление на рынке активных игроков, предлагающих подобные услуги, свидетельствует о растущем интересе к данной сфере как со стороны банков, так и со стороны клиентов». Помимо информационной функции Интернет начинает играть все большую роль и как «средство платежа». По мнению наблюдателей, одна из причин — нежелание представителей среднего класса и бизнесменов тратить время на посещение офисов и стояние в очередях вместе с пенсионерами и гастарбайтерами. К тому же некоторые банки внедрили системы, которые позволяют управлять своим счетом не только с компьютеров, оснащенных специальными программами и адаптером (такова была техническая основа первых версий интернет-банкинга), но и в облегченном варианте — через систему «персональных кабинетов» клиентов на сайте банка. Это совершает принципиальный переворот в продвижении интернет-банкинга. Во-первых, клиенту теперь не приходится нести дополнительные расходы, чтобы освоить интернет-банкинг, во-вторых, он получает возможность доступа к своему счету не только с какого-то конкретного компьютера, но и с любой «машины». А с распространением карманных компьютеров — КПК — это дает возможность связываться с банком практически в любой точке пространства и времени. Итог: интернет-клиентов в банках становится все больше. Например, о существенном увеличении числа интернет-клиентов говорят в Промсвязьбанке, Пробизнесбанке, Петербургском социально-коммерческом банке, «УралСибе» и многих других. Банкиры отмечают, что интернет-банкинг выгоден как клиентам, которые экономят свое время, так и самим банкам, снижающим уровень операционных расходов. Там вдали, под рукой «Интернет перестает быть экзотикой в нашей корпоративной среде, — отмечает Сергей Акимов, замначальника управления информационных технологий банка «Стройкредит». — Пять лет назад, когда наш банк начал предлагать возможность управления счетами через Сеть, многие корпоративные клиенты категорически отвергали новую услугу. Сейчас же 100% клиентов, пользующихся услугами удаленного обслуживания, делают это через Интернет. Пока еще рано говорить о существовании по-настоящему удобных, полноценных систем интернет-банкинга. Чтобы он действительно стал массовым явлением, необходимо предлагаемые сервисы сделать предельно простыми в использовании». По данным компании «Финист», осуществляющей регулярные исследования банковских коммуникаций, сегодня более 2% россиян (в Москве — почти 4%) используют Интернет как полноценный инструмент банковских коммуникаций. Эксперты компании полагают, что в ближайшие четыре-пять лет эта цифра может вырасти до 20%. «Интернет-банкинг развивается, преодолевая определенное недоверие», — отмечает Михаил Смирнов, директор «Финиста». По оценке экспертов, определенный импульс придаст окончательный поворот крупных игроков рекламного рынка в сторону Интернета, поскольку именно реклама зачастую становится первой пробой финансовых учреждений в Сети. Из $400 млн совокупных доходов российского интернет-рынка в прошлом году реклама принесла чуть более половины — $210 млн (53%). Немного в абсолютных цифрах, однако в сравнении с предыдущим годом эта цифра выросла на 70%. Многие крупные рекламные агентства начинают серьезно работать с Интернетом, например IMHO VI (входит в группу «Видео Интернешнл»), AdWatch, MindShare Internation, Mediastars, Promo Interactive и другие. В скором времени ожидается приход на российский рынок крупных мировых рекламных интернет-байеров, которые усилят внимание потенциальной клиентуры (в том числе банковской) к возможностям Сети. Более принципиальная проблема, несколько тормозящая смычку банкинга и Интернета, — безопасность. Проблема эта международная: недавно германская компания Heise Security по итогам исследований банковских сайтов Европы объявила, что многие ресурсы по-прежнему уязвимы для мошенников и хакеров. Эта уязвимость, по словам Эльвиры Сагидуллиной из «Стройкредита», существенно мешает интернет-прогрессу в банковской среде, поскольку существует «определенное недоверие, связанное с вопросами обеспечения безопасности финансовых операций и информации в Интернете». Но в целом большинство участников рынка оптимистично оценивают перспективы развития околобанковских интернет-сервисов. «Это предопределено развитием интернет-технологий и становлением цивилизованной банковской системы в России», — считает Винсент Таррид из «BNP Paribas Восток». Собственно говоря, помимо общих закономерностей прогресса в России интернет-развитию способствуют и специфические проблемы. К примеру, гигантские расстояния, которые в принципе исключают возможность создания плотной банковской сети (исключение составляет лишь Сбербанк, унаследовавший от советских времен более 20 тыс. офисов). С учетом того, что создание одного допофиса обходится банку минимум в $150—300 тыс., о полном покрытии российских территорий говорить не приходится даже лидерам рынка. Таким образом, выход розничных продуктов в Сеть для банков практически предопределен: Интернет завоюет внимание банкинга не мытьем, так катаньем.
|