КМВ, Пятигорск
Ставропольский край • Ставрополь • КМВ • Пятигорск • Ессентуки • Кисловодск • Железноводск • Минводы • Георгиевск
Региональный информационный портал Кавминвод
---- Двадцать строк о науке из Сети...
Забыли пароль?

Сделать стартовой  Добавить в избранное     Поиск  Обратная связь  Карта сайта  Версия для печати

Владимир Кузьмин

Надежда Кадышева

На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

15.10.2007

Двадцать строк о науке из Сети...

Фото: dailymail.co.uk

В Веллингтоне (Новая Зеландия) появился на свет ягненок с семью ногами.

Как сообщил владелец ягнёнка Дэйв Каллаган, у животного две дополнительные и совершенно бесполезные передние ноги, а также одна лишняя нога сзади. Перемещается он при помощи здоровых передних и всех трех задних ног.

Как говорит сам фермер: «Поначалу я надеялся, что у меня получится уникальная порода овец. Мои соотечественники любят бараньи ножки, поэтому семь ног вместо четырёх на одной овце – довольно выгодно. Однако, прошла всего неделя после рождения ягнёнка, а у него уже выявилось столько проблем. Он не выживет. Поэтому, думаю, будет гуманнее его просто прирезать».

Обследовавший новорожденного ветеринар Стив Вильямс подтвердил вывод фермера: «Ягненок – гермафродит, у него отсутствует часть кишечника. И, какие ещё выяснятся патологии при вскрытии, никто не знает. Но они наверняка есть. Я согласен с тем, что поддерживать жизнь этого животного негуманно».

12-головое чудище родилось в пробирке

Фото: livescience.com
Генетики из Ганноверского университета ветеринарной медицины смогли создать медузу с двенадцатью головами, сообщает портал Live Science.

В ходе опытов с экземплярами вида Eleutheria dichotoma учёные Берндт Ширватер и Вольфганг Якоб установили, что за количество оральных полюсов у медуз, проще говоря, за полиголовость, отвечает совсем немного генов.

Основной целью исследователей стали гены Cnox, которые отвечают за эмбриональное развитие медуз. Данные гены похожи на гены Hox, отвечающие за аналогичный процесс у человека.

В результате зоологам удалось создать молекулы РНК, при введении которых в организм медузы происходило «выключение» работы генов Cnox. Ингибировав действие гена Cnox-3, исследователи получили медузу с двумя головами, каждая из которых была полностью жизнеспособна: например, обе головы могли питаться. После отключения другого гена – Cnox-2 – количество голов у получаемых экземпляров увеличилось, максимальное количество оральных полюсов составило 12 штук. Дальнейшие эксперименты с генами группы Cnox, в частности с генами Cnox-1 и Cnox-5, привело к появлению медуз с раздвоенными щупальцами и с деформированными осями симметрии.

Животные с большим количеством оральных полюсов редко встречаются в природе: наличие нескольких голов приводит к ненужному расходованию энергии, которое не может сказаться положительно на качестве жизни организма.

Однако, как отметил Ширватер, кораллы, например, часто формируют колонии. На теле особи-основательницы колонии появляются выросты-почки, из которых развиваются дочерние организмы, так же размножающиеся почкованием. При этом пищеварительная система у всех индивидов одна, так же как и у генетически измененной медузы.

И медузообразные, и коралловые полипы принадлежат к книдариям, или группе стрекающих животных. Скорее всего, по словам Ширватера, предки полипов, существовавшие как животные с одной головой, сумели изменить свои гены с тем, чтобы иметь возможность создания колонии, что автоматически увеличивало их шансы на выживание.

Возможно, предположили исследователи, дезактивация совсем небольшого количества генов у различных животных в прошлом могла привести к возникновению разнообразия морфологии живых существ сегодня.

Результаты исследования представлены в выпуске онлайн-журнала PLoS ONE от 1 августа.

Косячок действует, как пять сигарет

Фото: Reuters
Курение марихуаны оказалось еще более опасным, чем предполагали ранее учёные.

Как передаёт «Би-би-си», медики из Института медицинских исследований Новой Зеландии, больницы Уэйкфилд и Веллингтонской школы медицины и здравоохранения провели исследование с участием 399 добровольцев. Медики хотели выяснить, каков вред от курения самокруток с марихуаной для здоровья человека по сравнению с курением обычных сигарет.

В ходе эксперимента всех волонтеров поделили на 4 группы: те, кто курят только марихуану; те, кто предпочитают табак; курящие и марихуану и табак; не курящие вовсе. К потребителям марихуаны исследователи отнесли тех, кто выкурил хотя бы одну сигарету с наркотиком в течение последних 5 лет, а в группе заядлых курильщиков табака оказались волонтеры, выкуривающие по 20 сигарет в день в течение последнего года.

В итоге учёные отметили, что вред от одной выкуренной сигареты с «травкой» равносилен вреду от пяти обычных сигарет, выкуренных одна за другой.

По словам исследователей, у любителей марихуаны наблюдались проблемы с работой лёгких, в частности, возникали затруднения с доставкой кислорода в ткани и увеличивался риск развития бронхитов. Как показали наблюдения за «смешанными» курильщиками, повреждения лёгких становились тем масштабнее, чем интенсивнее и чаще люди из этой группы курили марихуану.

Скорее всего, отмечают медики, на развитие подобных повреждений влияет способ курения марихуаны. У сигарет с «травкой» нет фильтра, вдыхаемый при употреблении дым достигает большей температуры, чем дым при курении обычных сигарет. Кроме того, потребители этого наркотика совершают более глубокие затяжки и задерживают дым более продолжительно время, нежели при курении традиционных сигарет.

Впрочем, как отметили эксперты Британского фонда лёгочных болезней, не стоит считать, что курение табака является более безопасным, ведь обычные сигареты несравнимо более распространены, чем марихуана.

Результаты исследования новозеландских медиков были опубликованы в журнале Thorax вскоре после того, как британские специалисты из Бристольского университета заявили, что курение марихуаны на 40% увеличивает риск развития психических заболеваний. Тогда учёные изучили 35 различных исследований на тему взаимосвязи использования наркотиков и риска возникновения психических заболеваний. В результате они выяснили, что любители «легкой» марихуаны в два раза больше подвержены риску развития психозов по сравнению с теми, кто наркотик не пробовал.

Хирурги достали из вагины желчный пузырь

Фото: centermed.kiev.ua
Хирургам впервые удалось удалить желчный пузырь через влагалище. Очередного успеха хирургии минимального вмешательства добились французские специалисты под управлением Жака Маресо из Университета имени Луи Пастера в Страсбурге.

В медицинскую команду входил высококвалифицированный гинеколог, специализирующийся на трансвагинальных операциях, который сделал и после операции зашил миниатюрные разрезы в задней стенке влагалища 30-летней пациентки. Через них врачи ввели в брюшную полость хирургические инструменты и, докопавшись до печени, удалили желчный пузырь. Удалённый орган был извлечён также через влагалище.

Как пишут доктора в статье, опубликованной в последнем номере Archives of Surgery, ни кровотечения, ни утечки желчи и прочих печеночных жидкостей не произошло, а пациентка полностью восстановилась сразу после операции. Однако, учитывая, что трансвагинальная холецистэктомия проводилась впервые в мире, специалисты решили выписать женщину лишь через день после операции.

Через десять дней врачи вновь встретились с прооперированной, чтобы проконтролировать её состояние. «Пациентка полностью восстановила свою (обычную) деятельность, – пишут врачи. – Никаких выделений, кровотечений или дискомфорта в промежностной точке доступа не было».

Медики уверены, что продолжение исследований в этом направлении позволит в конечном итоге вовсе отказаться от каких-либо разрезов на поверхности тела – все не требующие удаления органов операции можно будет проводить через микроскопические проколы, а удалённые органы извлекать через разрезы на стенках естественных проходов внутрь человека.

Горячее орудие суслика пугает змей

Фото: wikimedia.org
Суслики вовсе не так беспомощны в противостоянии с гремучими змеями, которые намереваются пообедать их детенышами. Новое исследование показало, что у них имеется тайное могущественное оружие, которое работает даже в темноте: грызуны нагревают свои пушистые хвосты, поднимают их вверх и двигают ими взад-вперед, предупреждая чувствительных к инфракрасному излучению змей, что им не удастся полакомиться юными особями семейства беличьих.

Как выяснилось с помощью инфракрасной съемки, в случае угрозы со стороны тихоокеанской гремучей змеи Crotalus oreganus, которая может улавливать тепло, исходящее от маленьких млекопитающих, калифорнийский суслик Spermophilus beecheyi нагревает свой хвост до +28о С (на несколько градусов выше обычного). Когда грызун обороняется от сосновой змеи Pituophis melanoleucus, не имеющей теплочувствительных приспособлений, хвост суслика, совершающий аналогичные устрашающие движения, не демонстрирует никакого повышения температуры.

Источник подогрева хвоста пока не установлен, говорит проводивший исследования биолог Аарон Рандас с факультета биологических наук Университета Небраски-Линкольна.

Внешне пугливые калифорнийские суслики неустрашимо защищают свое потомство. Благодаря наличию в крови протеина, нейтрализующего действие змеиного яда, они могут приближаться к угрожающей им змее на расстояние в несколько сантиметров, закидывая ее землей с помощью передних лапок, и даже ударяют хищника хвостом. Во время противостояния, которое может продолжаться от нескольких минут до часа, суслик часто раскачивает распушенным хвостом.

Исследователи обратили внимание, что в случае появления змеи в ночное время частота колебаний хвоста суслика гораздо выше, чем днем, а это значит, что грызун размахивает хвостом вовсе не для того, чтобы предупредить об угрозе своих соседей. Возможно, подобные взмахи должны напоминать змее о неприятных ударах грозного хвоста в прошлом и предупреждать ее о том, что она обнаружена и ее могут атаковать. Возможно, распушая и нагревая хвост, суслик просто старается казаться больше, чем он есть на самом деле.

Ученые также выяснили, что гремучие змеи проявляют осторожность даже в случае замены живого грызуна на робосуслика с подогреваемым хвостом, особенно если температура хвоста робота соответствует температуре хвоста его прототипа. К огорчению поклонников калифорнийских сусликов, угроза хвоста до сих пор не заставила гремучих змей отказаться от поедания детенышей грызунов – они составляют около 70% их рациона.

Результаты исследования опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences USA.

Здоровый сон вместо работы

Фото: ИТАР-ТАСС

Чем больше вы работаете, тем меньше вы спите, удивило нас BBC. Согласно данным исследования, проведённого недавно учёными из Университета Пенсильвании, те, кто спит по ночам менее четырёх с половиной часов, увеличивают свой рабочий день на 93 минуты по будням и на 118 минут по выходным.

Трудоголизм официально стал самой главной причиной того, что люди не высыпаются. Проезд до места работы занял вторую позицию в списке причин недосыпания, на общение с окружающими и собственно досуг люди тратят еще меньше времени. Подобный забавный рейтинг составили эксперты из Университета Пенсильвании после анкетирования порядка 50 тысяч американцев. В ходе исследования учёные трижды опрашивали всех добровольцев: в 2003, 2004 и 2005 годах. Каждый раз американцы должны были ответить на простой вопрос: как они проводили время с 4 утра прошлого дня до 4 утра нынешнего дня. В итоге исследователи выяснили, что большую часть времени опрашиваемые потратили на работу.

Те счастливчики, которые позволяли себе спать более 11 часов в сутки, в среднем, урезали свой рабочий день по будням на 143 минуты, а по выходным – на 71 минуту по сравнению со среднестатистическим американцем. Причем с увеличением времени, которое люди отводили для сна, происходило соответствующее увеличение времени просмотра телепередач.
Другие же тратили много времени на учёбу, общение с семьей и друзьями, а также работу по дому, практически не оставляя времени на сон.

Как заметил автор исследования, доктор Матиас Баснер, большинство людей, которые тратили максимум времени на профессиональные обязанности и забывали при этом про сон, по возрасту не входили в молодёжную группу, наоборот, трудоголиками оказались люди в возрасте 45–54 лет. По словам экспертов, к трудоголикам можно причислить тех, кто часть положенных 7–9 часов сна тратит на то, чтобы на часок задержаться на рабочем месте.
С результатами исследования можно ознакомиться в журнале Sleep.

Двадцать четыре пальца на одну девочку

Фото: mailto:maestro-travel.bk.ru

В одной из центральных провинций Вьетнама родилась девочка, у которой на руках и на ногах по 6 пальцев, сообщает агентство ThanhNienNews.

Ле Нгок Тханх, родившаяся в городе Дананг 11 июля 2007 года, имеет по одному лишнему пальчику на каждой руке и ноге. Ни у родителей, ни у прочих родственников подобных аномалий не наблюдается.

Ее мама сказала, что планирует сделать дочери операцию по удалению лишних пальцев, как только ей исполнится два месяца.

Самец-панда родил двойню после смены пола

Фото: Reuters

Большая панда из китайской провинции Сычуань, которую считали самцом и безуспешно пытались свести с японской подружкой, родила двойню.

Двое детенышей женского пола появились на свет в понедельник 6 августа 2007 года в заповеднике Волонг, расположенном в горной местности в юго-западной части Китая. Это произошло спустя 11 лет после того, как в 1996 году их маму, новорожденного бамбукового медвежонка Джиньцу, причислили к особям мужского пола. Как сообщил агентству Xinhua помощник директора научно-исследовательского центра при заповеднике Вей Ронпин, Джиньцу считалась самцом из-за невыраженных вторичных половых признаков и особенностей поведения.

В 2000 году подросшую панду отправили в Японию, где она (или, как полагали эксперты, он) должна была составить пару местной самочке. Обнаружив, что панды не испытывают взаимного влечения, ученые решили прибегнуть к искусственному осеменению. Тут-то и выяснилось, что у панды отсутствует мужской детородный орган. Как сказал Xinhua эксперт Ли Дешен, пенис взрослых панд в среднем достигает 3 см в длину – вполне вероятно, что при определении пола детеныша могла произойти ошибка.

Несостоявшегося жениха в 2002 году вернули домой в Китай. При этом часть специалистов считала панду гермафродитом, а часть полагала, что у нее недоразвитые половые органы. Эти споры продолжались до 2005 года, когда ученым удалось установить, что яичники у 9-летней панды расположены не там, где им положено. Двухчасовая операция помогла Джиньцу стать «нормальной девочкой».

В марте 2007 года эксперты наконец-то подобрали панде достойного партнера для спаривания (на этот раз мужского пола), и спустя 142 дня она произвела на свет двух малышек.

Большая панда, или бамбуковый медведь, – один из находящихся под угрозой исчезновения видов животных, обитает только в Китае. Около 1600 диких особей живут в настоящее время в горных лесах провинций Сычуань, Гансу и Шэньси, и около 210 больших панд находится в неволе.

По последним данным, опубликованным в июне китайскими и английскими учеными, число панд, обитающих в дикой природе, может достигать 3000.

Не все работы хороши

Фото: ИТАР-ТАСС
Если вы потеряли работу, не спешите устраиваться в первую же контору, которую вам предложат. Лучше поискать зарплату повыше. Как выяснили британские экономисты, согласившись на низкую оплату своего труда, работник рискует вскоре потерять и эту работу, и шансы трудоустроиться в будущем.

Профессор Марк Стюарт из британского Уорикского университета изучил историю трудоустройства почти пяти тысяч британцев на протяжении шести лет. К низкооплачиваемым работникам он отнёс тех, кто зарабатывал менее 3,5 фунтов стерлингов (по курсу 1997 года, что составляло около $5,7, или 5 евро) в час.

Выяснилось, что вероятность через год остаться без работы для низкооплачиваемых сотрудников в 2,7 раза выше, чем для высокооплачиваемых. Более того, из тех, кто смог найти хорошо оплачиваемую работу, впоследствии потеряли её вдвое меньше людей. Результаты исследования опубликованы в Journal of Applied Econometric.

Работодатели всегда с подозрением относятся к соискателям, которые в течение долгого времени оставались без работы. По мнению профессора Стюарта, отношение к тем, кто соглашался на невысокую оплату своего труда, не сильно лучше: низкооплачиваемая работа – первый шаг к будущей безработице.

«Наши результаты показывают, что не все работы хороши, по крайней мере в плане перспектив дальнейшего трудоустройства», – говорит Стюарт.

По его мнению, если безработные хотят улучшить своё положение, им надо искать место, где они смогут развить свои профессиональные навыки, а от низкооплачиваемых позиций ждать этого бессмысленно.

Ключевые слова наука