КМВ, Пятигорск
Ставропольский край • Ставрополь • КМВ • Пятигорск • Ессентуки • Кисловодск • Железноводск • Минводы • Георгиевск
Региональный информационный портал Кавминвод
---- На чай подайте!...
Забыли пароль?



  Сделать стартовой  Добавить в избранное     Поиск  Обратная связь  Карта сайта  Версия для печати

https://essentuki.kassy.ru/events/koncerty-i-shou/6-420/

 
Владимир Кузьмин
 
 
 



Надежда Кадышева
 


На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

08.08.2007

На чай подайте!...

Открылась в моем доме парикмахерская. Вернее, как сейчас принято, салон красоты. А мне как раз подстричься время пришло. Прихожу, администратор – милая барышня, встречает меня, щебечет о том, как они рады моему визиту, в кресло усаживает. Мастер пришла, тоже дама весьма приятная. Работает быстро, ножницы щелкают. Сижу, глаза закрыл, наслаждаюсь. Процесс вроде к концу движется, и тут над ухом слышу: «Чаевые потом оставить не забудьте!»...
 

Сон у меня как рукой сняло. А вместе с ним и хорошее настроение. Что, чаевые перестали быть вознаграждением за хорошую работу, которое клиент дает по своему желанию? Это что же, я теперь обязан платить чаевые?

Вечером рассказываю эту историю приятелю и прошу объяснить ситуацию. Может, я чего-то упустил в этой жизни? Андрей говорит, что работникам сферы услуг надо платить чаевые, так как зарплата у них маленькая как раз по этой причине - в расчет принимаются обязательные чаевые. И, мол, не оставлять чаевые парикмахеру, официанту или, например, массажисту просто неприлично.

Я задумался. Что же, теперь платить чаевые всем, у кого зарплата маленькая?

Но почему я должен думать о зарплате парикмахера? За услугу, оказанную мне мастером салона, я плачу деньги в кассу этого самого салона. А с мастером за работу должен рассчитываться его работодатель. Андрей возражает: когда мастер знает, что получит чаевые, он лучше работает.

Но люди должны выполнять свою работу хорошо, вне зависимости от того, ожидают они чаевые от клиента или нет! Может, мне теперь кассирам в супермаркете чаевые давать, чтобы мне улыбались шире и продукты пробивали тщательнее?

У меня вот мама – преподаватель в институте. И зарплата у нее совсем небольшая. Но что-то я не слышал, чтобы студенты оставляли ей чаевые после лекций. Это и в голову никому не придет. Она же получает зарплату за свою работу. Хотя, врачи, например, почему-то ждут, чтобы их «поблагодарили» за лечение. Кто из нас не слышал от знакомых докторов про заставленный бутылками и заваленный конфетами шкаф? При этом с осуждением говорится, что «лучше бы деньгами». Деньгами, оно, конечно, всегда лучше. Только вот вас за вашу работу благодарят подарками или деньгами? Лично меня – нет. Вот, может быть, прочитав этот крик души, босс какой-нибудь подарочек пришлет? Или вы, дорогие читатели, денег подкиньте, а? Ну, если вам статья понравится, конечно.

Так почему же парикмахер ждала от меня благодарности? Я всегда считал, что чаевые были задуманы как вознаграждение (сверх положенной платы за услугу) за очень хорошо выполненную работу, которая понравилась клиенту. Эти деньги клиент дает лично тому, кто услугу оказывал. То есть, чаевые являются показателем хорошо выполненной работы. И это мое право – платить чаевые - а не обязанность! И в нормальных заведениях даже в счете пишут, что чаевые приветствуются, но не являются обязательными!

Так почему же в некоторых ресторане чаевые в размере 10% включают в счет? Если мне понравилось, как меня обслуживал официант, я сам его поблагодарю. Почему меня заставляют это делать? Давайте тогда включать в счет чаевые повару, который готовил заказанные мной блюда, посудомойщице, которая мыла посуду, водителю автомобиля, на котором в ресторан привозят продукты, а также сотрудникам химчистки, в которой заведение стирает скатерти. Список, как вы понимаете, не закрыт, можно добавить в него еще кучу народу.

Кроме прямого включения в счет, есть и еще несколько распространенных способов вымогания чаевых официантами. К ожиданию сдачи по 40 минут все уже привыкли. Особо нетерпеливые уходят, «плюнув» на свои кровные 50-100 рублей. А вот тем клиентам, которые все же дождались своих денег, чаевые за такое «качественное» обслуживание оставлять, понятное дело, совсем не хочется.

А как вам сдача в монетах? Те же самые 100 рублей, но монетами по 1-2 рубля, горкой лежащие на тарелке? Неплохой способ заработать придумали официанты, ведь редкий клиент станет набивать карманы мелочью.

Не надо мне столь «ненавязчиво» показывать, как я должен распоряжаться своими собственными деньгами. Я не буду оставлять чаевые, если меня плохо обслужили, если я полчаса ждал, пока принесут меню или мне пришлось идти исправлять стрижку в другой салон. И мне все равно, впишут ли в таких случаях чаевые в мой счет.

Когда я оставляю кому-то чаевые, я меньше всего думаю о том, маленькая ли у этого человека зарплата, и живет ли он на чаевые клиентов. Меня не волнует его оклад, это проблема работника и работодателя. Я руководствуюсь совершенно другим принципом: если мне очень понравилось обслуживание – плачу чаевые. Не понравилось – извините, денег не будет.

А в ресторан, где сдачу приносят монетами, очень хочется придти с мешком мелочи и ей расплатиться по счету. Без всяких чаевых, естественно.

 
КСТАТИ : Как грамотно оставить чаевые
 
На Западе чаевые принято оставлять едва ли не всем людям из числа обслуживающего персонала: барменам, горничным, носильщикам, швейцарам, метрдотелям и таксистам. При этом затраты на чаевые вполне окупаются. Знающий постоялец гостиницы в Европе, к примеру, обязательно будет оставлять каждый день на столике 0,5-1 евро - с тем, чтобы горничная убирала номер с удвоенным рвением и чаще меняла постельное белье и полотенца.

Отдельная история - чаевые официантам. Исторически так сложилось, что именно в кафе и ресторанах граждане оставляют на чай наиболее весомые суммы, привязанные, кроме того, к размеру счета. При этом едва ли не в каждой стране существуют свои особенности и традиции. Перед тем как отправиться в путешествие, их стоит изучить - хотя бы для того, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Точный расчет

В США официантам принято оставлять на чай довольно большие деньги. Здесь хорошим тоном считаются чаевые вплоть до 25% от стоимости заказа, в зависимости от уровня ресторана и качества обслуживания.

В Америке работает общее правило: чем крупнее и дороже заведение, тем больше нужно оставить на чай. К примеру, в небольших забегаловках и кафе официант вполне удовлетворится 10% от стоимости заказа. Если речь идет о небольшом ресторане - достаточно будет 15%. В хороших заведениях посетителя не поймут, если он добавит к чеку меньше 20-25% от суммы заказа. Эти требования даже зафиксированы в специальном меморандуме Национальной ассоциации ресторанов США. И хотя формально выполнять их необязательно, оставить официанта без чаевых - почти то же самое, что публично дать ему пощечину и выразить не просто недовольство качеством сервиса, а настоящее негодование.

В Японии, напротив, давать на чай вообще запрещено. Японцы считают, что обслуживать по высшему разряду - это их обязанность, и предложение вознаграждения за хорошую работу они воспринимают как оскорбление. Такой же подход к чаевым существует в Австралии. Вне зависимости от того, в большом вы или в маленьком городе находитесь, посещаете ли казино или престижный ночной клуб, чаевые оставлять не стоит. Более того, попытка дать на чай может довольно часто вызвать враждебную реакцию со стороны продавца, официанта или таксиста.

Не слишком обременительны чаевые и в Швейцарии, Голландии и Австрии. Знакомые российскому туристу 10% в этих странах считаются роскошью и даже расточительством. Здесь принято оставлять официантам не более 3-6%.

В Австрии, кстати, существует совершенно законный способ вообще не платить по счету. Если вы три раза попросили принести вам счет, а официант не отреагировал, вы имеет полное право выйти из заведения, не заплатив ничего. Правда, к большому сожалению, забывчивых официантов в этой стране почти не осталось.

В скандинавских (Швеция, Дания, Норвегия) ресторанах чаевые (7-10%) почти всегда включают в сумму счета. Поэтому дополнительных вложений там от посетителей не ожидают, хотя, конечно, не обидятся, если вы оставите несколько монеток.

Самой же дорогой из европейских стран в смысле чаевых считается Франция. Чаевые по-французски называются "пурбуар" (pourboire - буквально: "чтобы попить"). В большинстве кафе и ресторанов пурбуар включают в счет: там есть строка service compris ("включенное обслуживание") - 15-16% от суммы заказа. Кроме того, во Франции принято оставлять дополнительно 0,5-1 евро. Их кладут в круглую тарелочку, на которой официант приносит счет. Интересно, кстати, что на юге Франции официанты вообще не получают жалованья за свою работу и живут исключительно на подношения клиентов.

В Германии чаевые в порядке вещей, хотя они нигде не являются обязательными. Ни официант, ни таксист, ни парикмахер в дополнительной ќмзде› не нуждаются: их услуги включены в основной счет и составляют примерно 5-10%. Здесь, кстати, не редкость, когда в кафе постоянного клиента (им можно стать уже с третьего раза) провожают бесплатной рюмочкой "на посошок".

В Тунисе и Египте теоретически можно не платить чаевых вообще - стоимость обслуживания включена в счет. Однако большинство туристов все же оставляют около 5-10%: редкий человек способен выстоять под пристальным взглядом местной обслуги, ожидающей дополнительного вознаграждения. В Израиле хватит 10%, но в большинстве других близлежащих стран обрадуются и 6-7%; в Болгарии, Венгрии и Словении удовлетворятся и 5%. В Турции хорошим тоном считаются 7-10%.

В Италии чаевые входят в счет и отмечаются специальным выражением servizio e coperto ("обслуживание и сервировка") - от 5% до 10% от суммы заказа. На такой же размер вознаграждения рассчитывают португальские и испанские официанты, однако здесь чаевые в счет не включают.

В Греции с чаевыми чуть строже. Здесь "обязательный" взнос составляет 10% от стоимости заказа. По-гречески, кстати, чаевые называются "филодорима", в переводе - "дружеский подарок".


А что у нас?
 
В современной России чаевые полноправно вошли в норму только в ресторанах. Общепринятый размер суммы, оставляемой "на чай", составляет 8-10%, редко - 15% от счета. При этом в подавляющем большинстве случаев чаевые в счет не вписываются. Об этом, как правило, предупреждает надпись на чеке, гласящая: "Вознаграждение официанту приветствуется, но всегда остается на ваше усмотрение".

Впрочем, в ряде заведений (преимущественно низкого уровня) чаевые могут включить в счет. В этом случае заплатить их придется. Кроме того, обслуживание, скорее всего, включат в счет при проведении банкета.


Правило благодарности
 
В конечном счете, давать или не давать на чай - ваше личное дело, в какой бы стране вы ни находились. Чаевые - это добровольная благодарность за понравившийся вам сервис. Обычаи могут быть разными, но во всем мире придерживаются следующего правила: никогда и никому ни при каких условиях не давать ни копейки (евроцента, пенса), если качество обслуживания вас не удовлетворило (если, конечно, чаевые не включены в счет - в этом случае платить обязательно). Но если же вам понравилось, то почему бы и не сделать другого человека чуть счастливее?

Автор Лев Мишкин

Возврат к списку







 
Ария
 










О проекте История Награды Связаться с нами Реклама ссылки

Проект "КМВ и Ставропольский край". © ООО ИП АЛЬФА КМВ 2004–2024

357500 Пятигорск, ул. Панагюриште, 16, корпус 2 тел.: (961)485-11-55, (928)348-08-05