На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...
16.07.2007 Империя в наследствоУспех компании зависит не только от того, кто ей управляет в настоящем, но и от того, кто это будет делать в будущем. Поэтому выбор преемника – важный и неотъемлемый этап в жизни каждого предпринимателя, обладающего стратегическим видением. Так кому же доверить, все, что было нажито непосильным трудом?
Зачем нужен преемник
Желание или необходимость отойти от дел рано или поздно возникает у любого собственника. Причин тому немало - усталость, возраст, новый интересный проект. Многие, по мнению Владимира Куропятника, директора ассоциации предпринимателей WISE СНГ, просто хотят освободить руки от текущих дел и заняться стратегическим управлением.
В иностранных компаниях преемников пестуют годами. Например, Джек Уэлш, бывший генеральный директор компании General Electric, готовил себе преемника в течение семи лет. Прежде чем приступить к отбору кандидатов, в GE составили список качеств, которыми должен обладать глава компании: опыт, лидерство, смелость, сильный характер, сдержанность, уверенность, честность, смелость, видение и энергия. Руководствуясь этим перечнем, Уэлш весной 1994 г. отобрал 58 кандидатов. К собранию совета директоров, которое состоялось в июне того же года, список был сокращен до 23 претендентов. Для всех менеджеров был составлен план развития. Четыре года раз в шесть месяцев совет директоров обсуждал успехи претендентов. К 1998 г. их осталось трое. И прежде чем принять окончательное решение, на протяжении двух лет раз в месяц Уэлш обедал с каждым из них, разговаривая о будущем GE.
В России владельцы компаний, как правило, начинают искать преемника уже после того, как примут решение отойти от дел. Проблема, по мнению экспертов, в том, что многим из них всего около 45 лет, поэтому им психологически сложно думать о преемнике. Тем не менее, вопрос преемственности в российских компаниях стоит достаточно остро хотя бы потому, что бизнес стремительно растет.
Для того чтобы составить деловой портрет будущего преемника, ответьте на эти вопросы :
Все лучшее детям
Самый простой вариант выбора преемника - это передача бизнеса детям. Но многие владельцы компаний сомневаются в целесообразности такого решения. Так, по мнению Эллы Гимельберг, генерального директора ЗАО КА S&G Partners, готовить из своего чада продолжателя дела крайне неразумно. Существует большая вероятность, что дитя не оправдает родительских ожиданий. И жалеть его в этом случае нельзя, к нему нужно предъявлять те же требования, что и к любому другому менеджеру. Это, в свою очередь, может повредить семейным отношениям. Олег Елисеев, консультант по управлению корпоративными конфликтами, совладелец петербургской фирмы Credo, говорит, что готов передать дело ребенку, но в том случае, если он докажет свою эффективность как менеджер.
Сомнения предпринимателей в профессиональных возможностях своих отпрысков, косвенно свидетельствуют о том, что никто из них пока не занимался целенаправленной подготовкой наследников. Скорее всего, поэтому и нет уверенности в их силах. Впрочем, у многих бизнесменов дети в силу своего юного возраста пока еще не способны занимать каких-либо должностей. Но что делать, если потребность в преемнике уже есть? Операция "Свой" или "Чужой"
Если собственник хочет остаться учредителем компании, то все что ему нужно сделать -передать управление компетентному и лояльному менеджеру. Он может быть сотрудником фирмы, а может прийти извне.
У нового директора, приглашенного со стороны, есть неоспоримые преимущества. "Нанятый топ может привнести в компанию удачные бизнес-решения, новые связи. Ему легче провести непопулярные, но полезные изменения в организации с меньшим отрицательным эффектом", - считает Екатерина Свердлова, совладелица центра по обслуживанию автомобилей Mercedes Benz "Позиция 2000".
Преемник-абориген
Плюсы :
Минусы :
Преемник-варяг
Плюсы:
Минусы:
Продал и забыл
Некоторые предприниматели абсолютно уверены, что лучше продать бизнес, чем мучиться поисками преемника. Екатерина Свердлова несколько раз именно так и поступала. Олег Елисеев объясняет подобные решения тем, что передача власти в большинстве случаев определяется желанием собственника получать определенный доход без затрат времени и энергии на ставшее неинтересным дело. Так не выгоднее ли продать бизнес за хорошие деньги? Николай Борячин, владелец фирмы "Ваш Паспарту", прямо заявил: "Я собираюсь поднять свой бизнес на ноги и продать его инвестору". Но он считает необходимым подготовить себе преемника-управленца, поскольку эффективно работающая система будет стоить дороже. "В настоящий момент я преемника не готовлю, но пассивный поиск возможного наемного СЕО веду", - уточняет г-н Борячин.
Есть множество причин, по которым преемник необходим, но есть и веские "против" из-за которых отечественные предприниматели пока отвергают саму идею передачи бизнеса кому бы то ни было. Главная из них - боязнь упустить контроль над бизнесом. Для многих это означает потерять уверенность, в том что "завтра все не украдут". ТОЧКА ЗРЕНИЯ Марина МЕЛИЯ, генеральный директор консультативной компании "ММ-Класс": - Реальным преемником владельца компании может стать только его наследник, например, ребенок, члены семьи или те люди, которым бизнес перейдет по праву наследства. Но в нашей стране подобная культура передачи дела пока еще не сформировалась. Опыт работы с российскими предпринимателями позволяет выделить три типичных ошибки, которые допускают бизнесмены. Первая - развитие у детей комплекса неполноценности. Представьте: родитель назначает наследника руководителем департамента в своей компании. Но что бы тот ни делал на своем посту, отца ничего не устраивает. Он критикует своего отпрыска в присутствии других сотрудников, потом дома при родственниках и в итоге добивается того, что сын или дочь чувствует себя крайне неуверенно. Для них наследование бизнеса становится пыткой. Вторая - формирование у потомства комплекса вседозволенности. Как в детстве ребенок умилял родителя, испачкав скатерть своим рисунком, так и в более сознательном возрасте, став управленцем в родительском бизнесе, радует его уже более опасными "шалостями" - например, увольнением половины персонала. А родитель и рад: мол, ничего, пусть попробует. Третья - комплекс "заброшенности", когда предприниматель совершенно не интересуется, что наследник делает с доставшимся ему бизнесом. Воспитать наследника можно, только понимая триединство составляющих этой проблемы. Первое, нужно воспитать себя, свое "Я", нужно быть готовым к тому, что бизнес придется передать фактически, а не на словах. Если же предприниматель не готов к этому, то найдется тысяча причин, почему это невозможно и почему другой не подходит для этой роли. Второе, нужно подумать: "А как я сам отношусь к своему бизнесу? Как к ценному, значимому делу жизни или как к обузе?" Вряд ли ваш ребенок будет мечтать о том, чтобы унаследовать ваше дело, если вы будете относиться к нему как к опостылевшему грузу. И третий момент - это отношение к самому наследнику. Следует учиться вступать с ним в партнерские отношения независимо от возраста ребенка, 10 ему лет или 30. Не делать вид, а именно по-взрослому разговаривать, делиться, спрашивать. Нужно строить взаимоотношения, основанные на доверии, уважении, на том, что вы воспринимаете наследника как равноправную личность.
|