КМВ, Пятигорск
Ставропольский край • Ставрополь • КМВ • Пятигорск • Ессентуки • Кисловодск • Железноводск • Минводы • Георгиевск
Региональный информационный портал Кавминвод
---- Ошибки родителей и учителей...
Забыли пароль?



  Сделать стартовой  Добавить в избранное     Поиск  Обратная связь  Карта сайта  Версия для печати

https://essentuki.kassy.ru/events/koncerty-i-shou/6-420/

 
Владимир Кузьмин
 
 
 



Надежда Кадышева
 


На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

12.07.2007

Ошибки родителей и учителей...

Родители и учителя - это те люди, которые оказывают наибольшее влияние на процесс формирования личности ребенка. Значение их роли в жизни детей трудно переоценить. Поэтому очень бы хотелось, чтобы они это понимали и подходили к процессу воспитания со всей ответственностью. Обычно у взрослых существует два способа воспитания детей. Первый из них - критика, когда разбираются просчеты и недостатки. Второй - похвала.




В данной статье рассматривается критика: какая она бывает (негативная и конструктивная). А также поднимается вопрос о том, нужна ли критика вообще и не лучше ли будет обходиться без нее совсем? В том виде, в каком ее выдают большинство родителей и учителей, она представляет собой работу по формированию и закреплению ошибок или прекрасный механизм для формирования комплексов у детей. При таком подходе у детей складывается впечатление, что кроме ошибок ничего более не существует. Если уж и критиковать, то начинать всегда надо с похвалы, и тогда дальнейшая критика будет восприниматься легче.

Анекдот на эту тему:
Японская делегация посетила нашу страну. Когда у них спросили, что им больше всего понравилось, они дружно ответили:
- У вас очень хорошие дети!
- А еще?
- У вас очень-очень хорошие дети!
- Ну а кроме детей?
- А все, что вы делаете руками, - плохо.

Но лучше и грамотнее всего - обходиться без критики! Не нужно говорить о недостатках вообще. Все внимание нужно акцентировать только на достоинствах. Сначала на тех, которые уже есть, потом на тех, которые можно приобрести. Акцент на хорошем способствует созданию благожелательной атмосферы при воспитании и обучении ребенка, помогает ему поверить в себя и собственные силы, создает дополнительную мотивацию и желание учиться. Акцент на ошибках, наоборот, вселяет неуверенность в себе и отбивает всякую охоту учиться.

И еще очень важный момент: если вы все-таки не можете воздержаться от критики в адрес ребенка, то должны научиться различать критику на уровне поведения и критику на уровне личности (идентичности) ребенка. Если ребенок сделал что-то не так, провинился, это вовсе не повод делать замечания по поводу его личности. Взрослые очень часто не делают различия между поведением и идентичностью ребенка, и именно это является наиболее серьезной ошибкой родителей и учителей при воспитании, за которую детям приходится расплачиваться всю их последующую жизнь. Взрослые любят повторять: "ты очень плохой", "ты - глупый", "ты - простофиля и неудачник" "ты - толстяк и обжора", "ты - бестолковый" и т.д., когда ребенок провинится. Дети очень доверчивы, они верят тому, что говорят взрослые, и основание для перемешивания идентичности и поведения закладывается в раннем детстве. С педагогической точки зрения, правильнее сказать вместо "ты - глупый и бестолковый ребенок, двоечник" (в случае если, например, ваш ребенок получил плохую отметку в школе) следующее: "Я знаю, что ты - способный и умный мальчик, и когда ты занимаешься и стараешься, то у тебя все получается. Сегодня же ты не выучил уроки, в результате чего получил двойку".

Еще хочется сказать пару слов об оценках. К сожалению, они являются неотъемлемой частью жизни наших детей. Это и школьные отметки, и баллы на вступительных и выпускных экзаменах, и оценки во время учебы в вузе. Оценки необходимы для того, чтобы определить уровень знаний ребенка. Вот только родители и учителя постепенно начинают забывать, что поставленная оценка фиксирует уровень знаний только на данный момент. Она не имеет прямого отношения к способностям ученика, а тем более - к его личности. Вы не знаете, как тот же самый ребенок выполнит ту же самую работу через час, неделю или месяц. Между тем существует разряд оценок, буквально определяющий дальнейшую жизнь ребенка (экзамены, например). А ведь на эти испытания влияет такое количество различных факторов: удачно или неудачно вытянутый билет, самочувствие ребенка, настроение экзаменатора/учителя, его отношение к ученику. Некоторых особенно интересуют прошлые оценки ребенка. Бывает очень обидно, когда от набора случайных, в общем-то, факторов зависит оценка наших детей. А ведь по совокупности полученных отметок порой судят и о них самих. Так и появляются "двоечники", "троечники", "хорошисты" и "отличники". И отношение к этим группам учеников у учителей обычно бывает разным, предвзятым.

В качестве примера приведу один, я не постесняюсь этого слова, жестокий эксперимент, проведенный двумя американскими психологами и демонстрирующий действие установки учителей по отношению к разным категориям учеников при обучении в колледже. Первоначально психологи осуществили тестирование всех учащихся. Предполагалось, что они определяют коэффициент умственной одаренности каждого. Однако на самом деле подобную задачу исследователи перед собой не ставили и конечные результаты тестирования в дальнейшей работе не учитывали. Между тем преподавателям колледжа сообщили фиктивные коэффициенты одаренности только что поступивших в колледж и ранее незнакомых им молодых людей. Исследователи совершенно произвольно разделили всех "тестированных" на три подгруппы. В отношении первой подгруппы преподавателям колледжа была дана информация, что она состоит сплошь из высокоразвитых. Вторая подгруппа была охарактеризована как показавшая самые низкие результаты. Третья была "подана" как средняя по коэффициенту умственной одаренности. Затем все они были разведены по разным учебным группам, но соответствующим "ярлыком" они уже были снабжены, и те, кому их предстояло обучать, его хорошо знали и помнили.

К концу года исследователи поинтересовались их успехами в учебе. Что же оказалось? Первая группа радовала преподавателей учебными результатами, студенты же, входившие во вторую подгруппу, учились из рук вон плохо (некоторые были отчислены за неуспеваемость). Третья подгруппа ничем особенным не выделялась: в ней успевающие и неуспевающие были распределены достаточно равномерно, как и во всем колледже. Этот эксперимент наглядно показывает, как предвзятость педагогов может благотворно влиять на одних учеников и пагубно на других.

Хочется надеяться, что эта статья хоть немножко заставит взрослых задуматься над тем, как они воспитывают своих детей (или учеников) и поможет им в дальнейшем не совершать ошибок.
 
4 вопроса о наказаниях

Часто родители не понимают, что же делать с непослушным чадом. Наказывать ли его? Если да, то как? Существуют ли какие-либо правила наказания детей? Попробуем немного разобраться в этом вопросе.


Зачем вообще нужно наказывать ребенка?

Дело в том, что маленький человек, чтобы стать взрослым, проходит определенные ступени развития и узнает, "что такое хорошо и что такое плохо", именно для того общества и времени, в котором он живет. В психологии этот процесс называется социализацией. Родители играют очень важную роль в процессе социализации – именно они не только могут, но и, в общем, должны показать своему малышу границы допустимого поведения и правила, по которым живут люди.

Для этого используются два механизма: одобрение приемлемого, желательного поведения и наказание за нежелательное. Как показывает практика, обойтись одними лишь поощрениями "правильных" поступков нельзя. Маленький ребенок не в силах владеть собой, своими эмоциями, желаниями и порывами, поэтому время от времени его поведение необходимо направлять в нужную сторону запретами и даже наказаниями.

Не хочется наказывать своего малыша! Может быть, как-нибудь можно обойтись без этого?

Если Ваш кроха обладает спокойным характером, в целом послушен и неконфликтен, то, разумеется, нет особенной необходимости наказывать его за проступки – таким малышам достаточно разговора по существу проблемы или строгого замечания. Кроме того, Вы можете применить метод наказания, который считается мягким, но при этом очень действенным. Это так называемый метод естественных последствий.

Вы позволяете событиям идти своим чередом, а малышу – самостоятельно преодолевать последствия своих же поступков. При этом Ваша задача – помочь ему извлечь из этого урок. Скажем, малыш разыгрался с кошкой, несмотря на Ваши просьбы этого не делать, и в результате получил пару царапин. Возможно, в следующий раз он не будет столь активен в играх с животными.

Спокойно обратите его внимание на то, почему в результате его же поступков произошло нечто и как последствия этого повлияют на его состояние, желания и планы. Малыш в состоянии понять подобные вещи начиная с 2-2,5 лет.

Иногда невозможно удержаться от крика! После ссоры мы какое-то время не разговариваем, и малыш вроде бы чувствует себя наказанным. Это нормально?

Эмоциональная реакция взрослых на детские проделки вполне понятна и… часто допустима. Но здесь есть свои тонкости. Вы не должны скрывать свои чувства и отрицательные переживания ("Я расстраиваюсь из-за твоего поведения"), но при этом должны объяснить ребенку, что именно и почему Вас так расстроило.При этом недопустимо прямо обвинять малыша, культивируя у него чувство вины и собственной никчемности.

Малыш предан вам и искренне верит, что если мама кричит: "Что за кошмарный ребенок!", то это именно так и есть. Подобная уверенность сильно занижает самооценку Вашего ребенка. Повзрослев, он будет стараться не решать возникающие перед ним вопросы и проблемы и преодолевать препятствия, а просто уходить от них. Понятно, что в современной жизни такое поведение не назовешь продуктивным.

Противоположные мотивы – стремления к успеху – формируются у детей, которые уверены в себе, которых родители не ругали по пустякам и тем более не оскорбляли. Поэтому старайтесь не бросаться грубыми словами и обидными замечаниями. Помните: необходимо критиковать не ребенка, а его поступок, обязательно указывая выход из ситуации.

Что касается метода "я с тобой не разговариваю", или попросту бойкота… Лучше, если он будет применяться Вами действительно в крайних случаях, чтобы кроха понимал, что мама очень рассержена. Иначе (сегодня не разговариваем – завтра разговариваем) Вы просто подадите малышу прекрасный пример манипуляции, и эта мера перестанет быть действенной.

Есть ли какие-нибудь "правила" наказаний?

Прежде всего, это определенность и последовательность. У родителей должны быть четко сформулированные представления по принципиальным вопросам развития и воспитания ребенка. Преподносить ему эти знания лучше в форме простых, однозначных, позитивных утверждений. Например: "всегда говори правду" (а не "никогда не ври!").

То есть малыш должен иметь четкое представление о традициях вашей семьи, о том, как нужно вести себя и общаться с окружающими. Это и есть принцип определенности. Ведь, согласитесь, глупо наказывать ребенка только за то, что он просто не знал, как поступить в какой-то ситуации, и только поэтому повел себя неправильно.

Кроме того, обязательно нужно быть последовательными: плохо, если слова мамы или папы бесконечно далеки от реальных действий. Это проявляется, прежде всего, в бесконечных "сто первых" предупреждениях. Если Вы говорите ребенку: "ты будешь наказан", то выполняйте свое обещание. Иначе он перестанет Вам верить, и произойти это может очень быстро.

А еще последовательность должна проявляться и в следующем: за одинаковые проступки всегда должно следовать одинаковое наказание. Нельзя сегодня "не заметить", что Ваш малыш произнес бранное слово, потому что Вы устали и Вам лень дознаваться, "кто научил такому", а завтра, услышав то же самое, полчаса отчитывать его.

Важный момент – сколько времени прошло между самим неблаговидным поступком ребенка и наказанием за него. Этот период должен быть минимальным!

И, наконец, никогда не наказывайте ребенка, если он болен или устал...


 

К С Т А Т И :    Наше лето в деревне


К приходу лета моей дочке исполнилось только полгода. Но нам так хотелось вывезти ее на природу в деревню. Узнав приблизительную дату отъезда, первое, что я сделала, так это посмотрела план прививок. После чего нам пришлось отложить поездку на неделю, чтобы сделать последнюю до осени вакцинацию.

На приеме у педиатра я поинтересовалась, что должно быть в детской аптечке помимо стандартного набора йод-зеленка-перекись-бинты. Оказалось немногое: любой жаропонижающий препарат; супрастин или тавегил на случай аллергической реакции, например, из-за укуса пчелы; смекта, активированный уголь на случай кишечного расстройства; калгель (т.к. мы ожидали прорезывания зубов). Может понадобиться мазь от ушибов и разные другие мелочи.

Так как я с шести месяцев начала вводить дочке прикорм, надо было запастись также баночками с детским питанием и соком.

Мы решили выехать утром «по холодку», чтобы не оказаться в пути в самый солнцепек. Переезд прошел отлично! За это время дочка раза два немного поспала, а в перерывах между сном беззаботно играла.

Отдышавшись с дороги и разложив вещи по местам, я отметила, что, похоже, мы ничего не забыли. Это уже радовало!

Мы не брали детскую кроватку из города, т.к. в деревне нашлась очень приличная ей замена. Выручили и с ванночкой.

Несколько дней на предложение покушать прикорм я получала от дочки категоричный отказ. Потом я поняла, почему она это делала - это была элементарная реакция на смену обстановки. Замечу, что разгрузочные дни никак не отразились на самочувствии ребенка.

Первая ночь на новом месте прошла беспокойно. Ведь в городе ночью никогда не бывает абсолютно темно. Фонари, свет от подъездов и из окон домов создают достаточное освещение. А в деревне нет ни одного фонаря. Видимо, этой глухой темноты, периодически пробуждаясь, и пугалась дочка. В дальнейшем мы решили эту проблему при помощи ночника.

И побежали один за другим жаркие июльские денечки… Каждый день приносил новые открытия. То новоселье, то первая дальняя прогулка и знакомство с местной флорой и фауной, то вечерняя пробежка к соседке за молоком.

Мы взяли в деревню маленький магнитофончик, чтобы слушать наши любимые сказки, стихи и музыку. Мне кажется, что первые дни в новой обстановке знакомые мелодии, игрушки и книжки придавали ребенку уверенности.

Я не сомневалась в качестве местной воды, но по наставлению подруги купила канистру детской воды.

Сначала я варила кашку на привезенном детском молочке, благо оно было длительного срока хранения и не испортилось в дороге. А вот детский кефир и творог не удалось довезти в целости по такой жаре. Позже, когда дочка «подросла» и нам исполнилось 9 месяцев, я готовила кашу, молочные супы и творог для ребенка только из деревенского молока, немного разбавляя его водой.

Когда «пошли» кабачки, цветная капуста, первая морковка, молодая картошка, я с удовольствием готовила для крохи свежее овощное пюре. Затем начали созревать первые яблоки. Я отрезала кусок от большого яблока, округляла его и «отдавала на съедение» пока беззубому человечку. На какое-то время ребенок забывал обо всем. Но все равно приходилось быть постоянно рядом, т.к. сохранялась опасность, что малыш откусит большой кусочек.

Нашими ежедневными развлечениями были обход дозором владений, наблюдения за курами, жеребенком, поиски нашей кошки по прилегающим кустам, игры с игрушками в саду, вечерние прогулки на плечах дедушки или папы, пока мама готовит воду для купания.

Во время прогулок дочка получала элементарные познания из области ботаники: дерево, куст, трава, листочки. Мы трогали шершавую кору и колючую елку. Поняли, что травка бывает мягкая и шелковистая, а встречается и жгучая. Ближе к осени изучали цвета на груше, на которой одновременно были и еще зеленые, и желтые, и уже коричневые листья. А в час, когда загоняли скотину в деревню, мы с дочкой всегда выходили на крыльцо, чтобы посмотреть на коровку, которая дает нам молочко. Высшим удовольствием было услышать ее мычание.

Единственное, что мы вдвоем могли делать для пользы общества, это поливать цветы. Равномерно распределив в руках тяжести: полную лейку с водой и мою девочку (как раз получалось поровну) - я быстрым шагом настигала цветник. Эту процедуру нужно был повторить несколько раз, а подобное однообразие утомляло мою крошку. И тогда приходилось дополнять свои монотонные действия лекцией о ценности выполняемой работы.

Обычно, чувствуя, что ребенок хочет спать, я выходила в сад с коляской. И пока моя маленькая девочка спала в ажурной тени листвы, у меня начиналась жажда деятельности просто потому, что освобождались руки. И я бралась за клумбы с цветами.

В доме не было «централизованной» горячей воды. Для купания малышки приходилось греть воду. В городе мы купались ежедневно, и вначале я была настроена и здесь поддерживать этот режим. Меня хватило на неделю, далее я сократила периодичность купания до 1 раза в два дня. А в сентябре, когда похолодало, и того реже.

В этот период хорошо себя зарекомендовали средства по уходу за кожей. Я пользовалась очистительным маслом для младенцев. Даже без подмывания в течение дня кожа под подгузником оставалась здоровой.

В деревне, где каждый нам в какой-то мере «родня», неожиданные визитеры не редкость. Хотя дети в возрасте 7-9 месяцев особенно эмоционально реагируют на появление незнакомцев, дочка радушно принимала и разглядывала гостей. А если она немного смущалась, то, оказавшись на руках у мамы, тут же желала ощупать «пришельца». Возможно, именно эти частые визиты незнакомых людей сделали мою дочку открытой и общительной девочкой.

Даже в самой глухой деревне можно прекрасно разнообразить отдых. За три месяца мы не раз выезжали за пределы деревни. То отправились посмотреть на местную достопримечательность - родник. А в нестерпимую жару уговорили дедушку оторваться от дел и отвезти нас на речку – масса впечатлений для всех!

Автор По матариалам женского журнала Клео.Ру

Возврат к списку







 
Ария
 










О проекте История Награды Связаться с нами Реклама ссылки

Проект "КМВ и Ставропольский край". © ООО ИП АЛЬФА КМВ 2004–2024

357500 Пятигорск, ул. Панагюриште, 16, корпус 2 тел.: (961)485-11-55, (928)348-08-05