На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...
09.07.2007 "Сего_дня" Историческая страничка - 8 июля День российской почтыДень российской почты
Государственная регулярная почтовая связь России ведет свое начало с реформ Петра I. В 1693 году в Архангельске была заложена первая российская судостроительная верфь, и для организации регулярного почтового сообщения между Москвой и Архангельском император издал Указ об организации внутренней почтовой линии по маршруту Москва - Переславль Залесский - Ростов Великий - Ярославль - Вологда - Архангельск. Эта идея принадлежала крупному дипломату того времени А.Л.Ордин-Нащекину. Кстати, именно он придумал форму для ямщиков: зеленый суконный кафтан с красным орлом на левом рукаве и почтовым рожком на правом (скрещенные почтовые рожки и сегодня понятная всему миру эмблема почтовой связи). В Указе регламентировались условия перевозки почты, оснащение постоялых дворов (ямов), ответственность за сохранность почты, условия подбора кадров, обязанности по строительству и содержанию дорог. Наладить регулярное почтовое сообщение предписывалось наместнику Северной земли, резиденция которого находилась в Ярославле. Спустя 300 лет, учитывая роль российской почты в историческом развитии российского государства, Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 года был установлен праздник - День российской почты, ежегодно отмечаемый во второе воскресенье июля. Сегодня наряду с традиционными услугами федеральной почтовой связи получили широкое развитие новые услуги: электронная, гибридная и ускоренная почта, реализация печати и других товаров в розницу, прием коммунальных и иных платежей, посылочная торговля, рассылка рекламных материалов, перевозка грузов, ксерокопирование и ламинирование документов, фотоуслуги и многое другое. Услуги почты предоставляются в более чем 40 тысячах отделений почтовой связи. Для перевозки почты используется свыше 450 почтовых вагонов, около 17 тысяч машин, более 360 авиарейсов. Почтовики России принимают, обрабатывают и доставляют более одного миллиарда писем, три миллиарда печатных изданий, свыше 10 миллионов посылок, около 50 миллионов денежных переводов в год.
На Руси первый прообраз регулярной связи существовал уже в 10 веке. Тогда на население была возложена особая повинность - выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов из «Повоза».
52 до н.э. - принятая дата основания Парижа
Париж - столица Франции, мировой моды и самой изысканной кухни - был заложен 8 июля 52 года до нашей эры племенем галлов, которые называли себя паризиями. Поселение существовало на этом месте еще двyмя или тpемя веками ранее, но впервые о нем (тогда город назывался Лютецией) упомянул Гай Юлий Цезарь в своих «Записках о Галльской войне».
Главный город галльского племени паpизиев располагался на острове Ситэ реки Сены и связывался с берегами двумя деревянными мостами. В I веке нашей эры Лютеция развивалась как типичный римский город: прямые улицы, центральный Форум, несколько бань и амфитеатр. К тому времени город занимал уже оба берега Сены. В конце II века начались набеги варваров, вследствие которых к середине III века город на левом берегу Сены был полностью разрушен. Его жители перебрались на остров и построили широкое крепостное укрепление.
В начала VI века название Лютеция сменилось на Паpизию (т.е. город паpизиев), отсюда и пошло современное название Париж. К тому времени на эту территорию уже распространилось христианство. Первым католическим священником в городе был Дионис, который позже был канонизирован. В V веке Париж был захвачен франками, король которых Людовик сделал его в 508 году своей резиденцией, а с вступлением на французский престол династии Капетингов Париж стал столицей королевства.
В XI веке в Париже начали появляться первые цеха, среди которых были цеха мясников и речных торговцев. Во время правления короля Филиппа II (1179-1223) Париж начал разрастаться: были продлены улицы, расширены крепостные стены, несколько мелких сел вошли в границы города. Париж был разделен на три части: правый берег с купеческими кварталами, остров Ситэ - сердце Парижа с собором Парижской Богоматери, и левый берег с университетами, различными колледжами и дома ученых. К 1257 году относится образование Сорбонны, которая тогда имела статус коллежа.
В 1469 году, во время правления Людовика XI (1461-1483), в Сорбонне открылась первая типография периодической печати.
С 1480 года в Париже стали появляться роскошные особняки. Архитектура находилась под большим влиянием итальянского Ренессанса: в этом стиле был реконструирован мост Нотр-Дам. Во время правления Франциска I (1515-1547) Париж стал главной резиденцией французских королей, так как до него они предпочитали жить в Турине. С этой целью с 1528 года Франциск начал строительство Лувра, который стал символом города. При нем население и территория Парижа значительно увеличились, а в городе появились первые протестанты. Облик Парижа сильно изменился в годы правления Людовика XIII (1610-1643): на левом берегу был построен Люксембургский дворец, два незаселенных острова к востоку от Ситэ были объединены в остров Сен-Луи, на западе города был заложен квартал с прямой, римской планировкой улиц и Кардинальский дворец. Людовик XIV построил загородную резиденцию французских королей Версаль. Тогда же были заложены Елисейские поля.
В 1870-х годах в городе были возведены такие памятники, как Трокадеро, Эйфелева башня и мост Александра III. В 20-е годы XIX века в Париже на центральных проспектах появилось газовое освещение, в 1828 году по улицам города начали курсировать омнибусы, а в 1837 году была проложена первая железнодорожная ветка. В начале XX века в Париже появилось метро.
1621 - родился Жан де Лафонтен
В историю литературы Лафонтен вошел прежде всего как автор «Басен», которые отличаются поразительным разнообразием, ритмическим совершенством, умелым использованием архаизмов, трезвым взглядом на мир и яркой образностью. Им он обязан своей славой одного из величайших народных поэтов Франции.
Подобно другим баснописцам, поэт часто использовал олицетворения, аллегорию, опираясь при этом на национальную традицию. В баснях Лафонтен предстает как выдающийся сатирик, вольнодумный мыслитель. Здесь особенно наглядно раскрылись отличительные черты Лафонтена, определяющие его своеобразное место в классицизме: интерес к «низшим» жанрам, стремление опереться на народную мудрость и традицию фольклора, глубоко национальный характер творчества, склонность к иносказанию, к иронической насмешке.
Используя античные образцы (Эзоп, Федр), произведения индийских баснописцев, Лафонтен преодолел с годами присущую его предшественникам нравоучительность.
Многие сюжеты лафонтеновских басен позже использовал великий русский баснописец Иван Крылов.
1932 - умер Александр Степанович Грин (Гриневский), писатель-романтик
1967 - умерла Вивьен Ли, английская актриса
Вивьен Ли (настоящее имя Вивиан Мэри Хартли) родилась 5 ноября 1913 года в Индии, которая была в то время английской колонией. Ее мать - набожная католичка - отдала семилетнюю дочь в монастырскую школу, уже в Англии. Училась она отлично, особенно любила историю, литературу, живопись, музыку. Очень рано осознала свой талант и приняла решение стать актрисой.
Вивьен, послушная и добрая, веселая и общительная девочка, еще в детстве сказала одной из своих школьных подруг: «Я хочу стать актрисой. Великой актрисой!» И стала. В 1932 году Вивьен Хартли - такова ее девичья фамилия - поступила в Королевскую Академию драматического искусства и вышла замуж за 32-летнего Герберта Ли Холмана - юриста, окончившего Кембридж. Все складывалось хорошо: через год у молодоженов родилась дочь Сюзанна, жили они душа в душу. Вот только не нравилось Ли Холману увлечение жены театром. Но для Вивьен это был единственный возможный способ существования. Постепенно назревал разлад. В 1934 году случилось событие, которому суждено было перевернуть всю жизнь Вивьен. Она встретилась с Лоуренсом Оливье, восходящей звездой драматического театра, который был тогда женат на актрисе Джилл Эсмонд. Впервые Вивьен увидела его на сцене - и этого оказалось достаточно. Она вновь и вновь покупала билеты на спектакли с его участием... Вивьен Ли и Лоуренс Оливье начали вместе сниматься в фильме «Огонь из Англии». Взаимная симпатия быстро переросла в горячую привязанность, а затем в любовь, и вскоре они уже не представляли жизни друг без друга. Вместе сыграли в «Гамлете», поставленном в театре «Олд Вик» и имевшем огромный успех. На пути восхождения Вивьен к вершинам славы важной вехой явилось ее блистательное исполнение роли Скарлетт О’Хара в «Унесенных ветром». Путь к славе и признанию сопровождался сложными и мучительными личными переживаниями: жена Оливье и муж Вивьен не давали согласия на развод. У Вивьен несколько раз происходили нервные срывы - как считали и сама актриса, и ее окружение, это было результатом переутомления от напряженной творческой работы (часто ей приходилось спать всего 4-5 часов) и от сердечных переживаний. Наконец препятствие было преодолено, и в 1940 году Вивьен Ли вышла замуж за своего Героя и кумира - Лоуренса Оливье. Казалось бы, все сбылось и наладилось. Но... В 1945 году прозвенел первый тревожный звонок. Во время игры на сцене у Вивьен случился странный приступ: чередование крайнего упадка сил и сильного возбуждения. Позднее появился и начал усиливаться кашель, она стала резко худеть. Врачи диагностировали туберкулез, но Вивьен продолжала работать до тех пор, пока ее не увезли из театра прямо в больницу. Через шесть недель лечения появились первые признаки улучшения, а весь следующий год ушел на восстановление сил. Вот тогда и возникла трещина в отношениях Вивьен и Оливье. Приступы депрессии провели резкую, невидимую другим, но решительную грань. Известен такой случай со слов биографа Энн Эдвардс: «Однажды вечером они обедали вдвоем и вполне мило беседовали, когда ее настроение неожиданно изменилось. Ее голос стал резким, а когда он попробовал успокоить ее, она атаковала его сначала на словах, а затем и физически... Впервые в жизни она вела себя как совершенно чужой человек, и он не знал, кого звать на помощь. Немного погодя - это время казалось вечностью, но длилось не более часа - она собралась в комок и разрыдалась на полу, не подпуская его к себе. Когда приступ прошел, она не помнила ничего. Оба были перепуганы, и она ласкалась к нему, как ребенок. Они все еще любили друг друга, и эффект этого приступа для Оливье был ошеломляющим». Накануне рождественских праздников 1946 года возобновившиеся приступы побудили Лоуренса Оливье просить Вивьен обратиться за помощью к психиатру. Она отказалась. Следующая серия аналогичных приступов последовала в апреле 1952 года. В то время Вивьен Ли стала злоупотреблять спиртным, что в сочетании с лекарствами от туберкулеза только усугубляло положение. Оливье к тому времени был убежден, что его жена психически больна, и на этот раз она вняла его уговорам и позволила пригласить психиатра, однако не приняла его советов. В конце 1952 года Вивьен Ли и Оливье получили предложение сняться в фильме известного режиссера У.Дитерле «Прогулка слона» - мелодраме из жизни цейлонского плантатора. Оливье отказался, и на мужскую роль был приглашен - по желанию Вивьен - актер Питер Финч. В феврале 1953 года съемочная группа отправилась на Цейлон. При этом Оливье не протестовал против того, чтобы его жена работала в тяжелейших условиях тропического климата. К концу натурных съемок у Вивьен, страдавшей от влажной жары и одиночества (и то и другое она переносила очень тяжело), начались галлюцинации. Актриса одна бродила ночами, принимала Финча за Оливье и называла его Ларри. Ее состояние сделало невозможным продолжение работы над фильмом. Продюсер принял решение доснять фильм в Голливуде. Лишь забота жены Финча помогла Вивьен перенести перелет, и первая неделя в Америке прошла благополучно. Однако затем ее состояние опять резко ухудшилось. Оливье договорился о помещении Вивьен в одну из английских психиатрических лечебниц. Перелет в Англию через Нью-Йорк был очень тяжелым; в пути актриса вновь испытывает приступ, который на этот раз носит буйный характер - она пытается по-рвать на себе одежду и выпрыгнуть из самолета. Оливье в полном отчаянии. К вечеру Вивьен доставили в психиатрическую клинику. Лечение в клинике включало в себя такие процедуры, как заворачивание в ледяные простыни и кормление одними сырыми яйцами. Об этом периоде своей жизни Вивьен Ли вспоминает так: «Я думала, что нахожусь в каком-то приюте для умалишенных. Я отчаянно кричала, чтобы кто-нибудь помог мне выбраться оттуда». Ей назначили электрошоковую терапию. Это было первое из многих ужасных испытаний, которым ей пришлось подвергнуться. Шоковая терапия подействовала на Вивьен роковым образом. Лоуренс Оливье видел, насколько сильно менялась его жена с каждым сеансом электрошока. «Я могу только сказать, - вспоминал он, - что под их воздействием Вивьен изменялась неузнаваемо. Она становилась совсем не той женщиной, в которую я когда-то влюбился». Истерзанная и перепуганная таким «лечением» Вивьен приложила все усилия, чтобы вырваться из больницы. Как только это удалось, ее состояние стало быстро улучшаться. Несмотря на испытания последних лет, Вивьен Ли, по свидетельству многочисленных друзей, оставалась очаровательной и умной женщиной, сохранившей и чувство юмора. Она продолжала играть в спектаклях и сниматься в фильмах. Вместе с Оливье они сыграли в трех пьесах Шекспира. Однако актер уже принял решение. В день рождения Вивьен, когда ей исполнилось 45 лет, он «любезно подарил ей «Роллс-ройс» стоимостью в семь тысяч фунтов и еще любезнее объяснил, что им пора бы расстаться». К тому времени у Оливье начался роман с молодой актрисой Джоан Плоурайт, на которой он собирался жениться. Актер курсировал между Лондоном и Нью-Йорком и вскоре прислал Вивьен телеграмму с просьбой о разводе. Это резко ухудшило ее состояние, и она начала опять принимать сеансы электрошока. Сеансы сопровождались сильными головными болями и оставляли на голове Вивьен следы от электрических разрядов. Приезжая на очередной сеанс, она дрожала, нервничала и была не в состоянии сидеть. Наконец лечение электрошоком было прекращено и заменено психотропными препаратами. Оливье, не находя в себе больше сил справляться с ситуацией, усугубляемой его новым увлечением, охлаждением к Вивьен и невозможностью контролировать ее поведение, разводится с ней в 1960 году. Надо отдать должное мужеству актрисы. Развод с Оливье был для нее тяжелым ударом, но она сумела его перенести. В это время рядом с ней был актер Дж. Мерривейл, с которым ее связывала давняя дружба. Он помог ей выстоять, не отходя от нее ни на шаг и не позволяя приходить в отчаяние, когда с ней случались приступы. Вивьен очень привязалась к Мерривейлу, но в глубине души все еще надеялась на примирение с Оливье, любовь к которому сохранила на всю жизнь. Преодолевая свое состояние, она продолжала работать: выходила на сцену, пела и танцевала. За лучшее исполнение женской роли на Бродвее ей присудили премию «Тони», что равносильно «Оскару» в кино. Однако приступы депрессии продолжали мучить Вивьен. Осенью 1963 года один из таких приступов начался прямо на сцене во время вечернего спектакля, который пришлось прервать. Кроме того, ее начали преследовать «призраки прошлых лет» - различные ситуации из совместной жизни с Лоуренсом Оливье. Она долго не могла выйти из депрессии, но в конце концов ей это удалось. Все-таки у нее была исключительная сила воли, во многом воспитанная профессией. Она могла заставить себя смеяться и лучиться счастьем на сцене, в то время как на душе висела огромная тяжесть, а в теле гнездилось физическое недомогание. 28 мая 1967 года лечащий врач Вивьен объявил потрясшую всех новость: туберкулезом захвачены оба легких, положение актрисы критическое. На следующий день он предложил ей лечь в больницу, но звезда отказалась: слишком живы еще были воспоминания об английской клинике. Пришлось назначить лечение в домашних условиях. Врач обещал, что Вивьен будет здорова через три месяца при условии неукоснительного соблюдения всех предписаний и полного покоя. Но... К ней ежедневно приходили гости. Охранявший ее Мерривейл умолял их не задерживаться больше 20 минут. Как свидетельствует один из гостей - Дуглас Фэрбенкс-младший, «она, со своим всегдашним упрямством, насмешливо и вопиюще нарушала указания врача не курить, не вставать с постели, не говорить и не утомляться». Примерно через полтора месяца Мерривейл, зайдя к ней после вечернего спектакля, обнаружил Вивьен, лежащей на полу, лицом вниз. Ее легкие были полны жидкости - она захлебнулась собственным жидкостным содержимым. Это случилось в пятницу 7 июля 1967 года. Поставленный Вивьен Ли еще в 1945 году диагноз «туберкулез», безоговорочно подтвержденный в 1967 году, и вся история его лечения дают основание предполагать, что действительной причиной смерти актрисы явилось неправильное лечение. Так считают сегодня специалисты в области психиатрии. По их мнению, уже в 1949 году было известно, что некоторые внутренние болезни могут сопровождаться симптоматикой, характерной для заболеваний психического порядка, что туберкулез влияет на психику. Изучение историй болезни многих людей, проведенное в 1978 году, показало, что лекарства, прописываемые больным обычными заболеваниями, в 9,1 процента случаев провоцировали отклонения, характерные для психопатических расстройств: беспричинное беспокойство, резкую смену настроения, личностные изменения, депрессию, расстройство сна - то есть как раз те нарушения, от которых в различные периоды своего лечения страдала Вивьен Ли! Исследования также подтвердили, что такой препарат, как изониазид - один из тех, что давали Вивьен Ли от туберкулеза, в большинстве случаев вызывает вышеупомянутые психические нарушения средней тяжести или более глубокие. В медицинских справочниках в качестве побочных действий изониазида перечисляются бессонница, головные боли, беспокойство, нарушение мозговой деятельности и токсический психоз. Страдая от этих расстройств и постепенно слабея физически, не зная действительных причин своего состояния, годами подвергаясь действию жестокого и, по сути, беспо-лезного лечения электрошоком,принимая лекарства, усугубляющие физическую слабость, блестящая актриса и красавица Вивьен Ли постепенно теряла рассудок, любимого мужа, карьеру. И, наконец, жизнь. 1944 - учреждены почетное звание «Мать-героиня», орден «Материнская слава» и «Медаль материнства» 1944 - Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждены почетное звание «Мать-героиня», орден «Материнская слава» и «Медаль материнства». Учреждение этих званий способствовало повышению общественной значимости материнства, материнский труд по воспитанию детей был приравнен к самоотверженному труду и героическим подвигам защитников Отечества. Звание и орден «Мать-героиня» был введен в качестве награды матерям, родившим и воспитавшим не менее 10 детей (при этом возраст последнего ребенка должен составлять не менее года, остальные девять или более детей должны быть живы).
Орденами «Материнская слава» при аналогичных условиях награждались матери семи-девяти детей, а «Медалью материнства « - матери шести и пяти детей. Первый орден «Мать-героиня» был вручен Анне Савельевне Алексахиной, воспитавшей 12 детей.
В Великую Отечественную войну все восемь ее сыновей ушли на фронт, четверо их них погибли. Дочери вместе с матерью трудились в тылу. Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Алексахиной вышел 27 октября 1944 года. Почетное звание «Мать-героиня» за период с 1944 по 1980 годы получили 324 тысячи женщин. За этот же период более четырех миллионов женщин были награждены орденом «Материнская слава», а свыше 10 миллионов матерей - медалью «Медаль материнства».
Названные награды в 1992 году не вошли в перечень наград бывшего СССР, которые можно было бы использовать для награждения в Российской Федерации. В современной России количество многодетных семей неуклонно сокращается. 12 апреля 2005 года в Государственной Думе состоялось заседание «круглого стола» на тему «Женщины в экстремальных ситуациях, условиях Великой Отечественной войны и вооруженных конфликтов». Участники заседания рекомендовали Госдуме выйти с законодательной инициативой о восстановлении почетного звания «Мать-героиня» и выразили мнение, что в непростой демографической ситуации в нашей возрождение лучших семейных традиций, престижа многодетной семьи должно стать важным направлением государственной социальной политики.
1955 - вышел первый номер журнала «Иностранная литература» Ежемесячный литературно-художественный журнал «Иностранная литература» посвящен современной мировой литературе. Среди авторов журнала - лауреаты Нобелевской, Букеровской, Гонкуровской и других престижных литературных премий, а также современные классики. Первый номер журнала «Иностранная литература» вышел в СССР 8 июля 1955 года. Он был призван знакомить советского читателя с новинками зарубежной литературы. Такой журнал под названием «Интернациональная литература» уже существовал в 1933-1943 годах, но был закрыт за «протаскивание чуждых идей и воспевание буржуазного образа жизни». Главным редактор «Иностранной литературы» был назначен писатель Александр Чаковский. Журнал был чрезвычайно популярен у советских читателей. Издавался как журнал Союза писателей СССР, с 1992 года - независимый журнал. В 1994 году журнал «Иностранная литература» учредил ежегодные литературные премии - «Иллюминатор» (за самое яркое и талантливое произведение на русском языке в области исследования и перевода зарубежной литературы), «Инолит» (за лучший перевод или лучшую статью), «Инолиттл» (за лучшее произведение малой формы). Эти премии, присуждаемые по результатам завершившегося литературного года, символизируют стремление к укреплению литературных связей России с мировым сообществом, развитию международного культурного диалога, сохранению и приумножению лучших традиций русского художественного перевода и русской литературоведческой школы.
|