На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...
25.06.2007
Бизнес-образование: прагматики против академиков...
Как часто можно встретить выпускника бизнес-школы, абсолютно довольного результатами обучения? Еще реже удовлетворение по поводу знаний и навыков своих сотрудников с дипломами MBA высказывают работодатели. Однако не следует считать, что у нас учат чему-то не тому. Просто при выборе школы нужно применять правильные критерии.
Из всех возможных критериев российские абитуриенты обычно пользуются ограниченным кругом. Например, для многих наиболее значимым фактором являются рекомендация знакомых: по статистике от 40 до 70% всех поступивших осуществляют свой выбор именно таким образом. Значительная часть будущих слушателей ориентируется на знакомый бренд, предпочитая вуз, где получено первое образование. Географическое расположение учебного заведения (близость к дому или месту работы) также влияет на окончательное решение. Кроме того, определенная часть абитуриентов ищет преимущественно программу (например, МВА в области финансов), а не учебное заведение.
Неплохо "работает" и такой фактор, как стоимость программы. На финальной стадии размышлений многие отказываются от дорогих вариантов в пользу более дешевых. Некоторые наоборот признают только те школы, которые выставляют высокий "ценник". Там, по их мнению, должны собираться только "сливки" менеджмента. Это специфика отечественного менталитета: мы воспринимаем вложения в обучение не как долгосрочные инвестиции, а как плату за определенную услугу.
Таков стандартный подход к выбору российской бизнес-школы. Однако он небезупречен, поскольку ни один из перечисленных факторов не дает представления о том, что же человек получит "на выходе". К сожалению, у нас в стране еще не проводилось исследований на тему успешности выпускников и роста их благосостояния, а ведь именно эти данные для абитуриентов наиболее значимы. Слушатели приходят с различными ожиданиями: кому-то нужны практические инструменты управления, а кому-то - хорошее знание основ менеджмента. Существующие программы подразумевают относительный баланс теории и практики, а это нравится далеко не всем.
Уроки моделирования
Изменить ситуацию можно двумя способами - "нагружать" программы различными приложениями в виде дополнительных занятий или привести организационную структуру школы к одной из двух признанных в мировой практике моделей. Собственно, их всего две. Первая, "университетская", предполагает, что бизнес-школа является частью материнского учебного заведения (факультетом, институтом, подразделением), располагается на его территории и активно использует его ресурсы, например, профессуру. Вторая представляет собой независимый проект в формате В2В. "Когда бизнес-школа располагается в стенах университета, ее задачи определяются задачами головного учебного заведения, - объясняет Борис Поркович, директор программ МВА Международного университета в Монако (IUM). - Но если вся линейка программ предназначена только для бизнеса, такую школу можно назвать учреждением "одной миссии".
"Университетская" группа школ более многочисленна и известна: Гарвард, Стенфорд, Вартон, словом, весь "верх" мировых рейтингов, где расположены преимущественно американские учебные заведения. В России принадлежность к данному формату впервые объявил декан факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Валерий Катькало, занимающийся созданием Высшей школы менеджмента. "Модель, по которой мы будем развиваться, называется "университетская школа бизнеса". Речь идет о большом портфеле программ, собственном штате преподавателей, тесной интеграции с ведущими школами мира, вплоть до создания совместных программ. Конечно, такая школа должна производить не только выпускников, но и новые знания, активно участвовать в научных исследованиях", - уверяет г-н Катькало.
В "чистом виде" В2В-модель обучения впервые была реализована в швейцарском International Institute of Management Development (IMD). Здесь бизнес стал диктовать правила и непосредственно участвовать в формировании учебных планов. К "независимым" можно отнести INSEAD и ряд других менее именитых европейских школ. "Французские независимые бизнес-школы (всего их около 39) называются "Grandes Ecoles" (Высшие школы), - говорит Франсуа Бонвале, генеральный директор Reims Management School. - Большинство из них работают в сотрудничестве с промышленными палатами, а некоторые имеют статус ассоциаций". Тем не менее, именно успехи IMD (3-е место европейского рейтинга FT в 2006 году) оказали наибольшее впечатление на российское деловое сообщество.
Несколько лет назад ряд известных российских бизнесменов во главе с Рубеном Варданяном, опираясь на швейцарский опыт, решили открыть Московскую школу управления в Сколково. Практически аналогичный проект был запущен на базе Московской бизнес-школы. В списке образовательных учреждений "одной миссии" находятся также Международная бизнес-школа МТПП и Русская школа управления. Общей чертой, объединяющей эти образовательные учреждения, является отсутствие программ бакалавриата и ориентация на актуальные потребности рынка. "Наш проект нацелен только на подготовку и повышение квалификации действующих менеджеров. Получать первое образование следует в университетах", - считает Павел Данейко, ректор Московской бизнес-школы.
В свободном плавании
В данный момент тенденция к позиционированию образовательного учреждения по организационной модели затронула только те бизнес-школы, которые находятся на начальной стадии своего развития. Однако можно ли классифицировать остальные, ведь их - большинство? "Между идеальными моделями университетских и независимых школ располагается множество переходных и в чем-то компромиссных вариантов", - утверждает Павел Данейко. Например, Институт бизнеса МИРБИС, Институт экономики и финансов "Синергия" или Высшую коммерческую школу, обладающую собственным кампусом, можно отнести к "независимым". МИРБИС способен собрать на программу исключительно преподавателей-практиков (как в случае с корпоративным заказом MIRAX GROUP), а "Синергия" проявляет большую активность на рынке тренингов. Однако в обоих институтах присутствует бакалавриат.
На "другом" полюсе расположены Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ и Российско-немецкая высшая школа управления АНХ, которые делают ставку на "производство знаний" и выпускают лучшие учебники. Тем не менее, и здесь можно встретить значительное число консультантов и практикующих менеджеров. Одна из самых сбалансированных в этом смысле школ - Институт бизнеса и делового администрирования АНХ. Она не работает с частными инвесторами и предлагает бакалавриат. Тем не менее, лидер ИБДА Сергей Мясоедов всегда утверждал, что бизнес-образование - это бизнес. Соответственно, все программы этой школы проникнуты "одной миссией".
В лабиринте целей действующих на рынке школ разобраться непросто. Но необходимо, если вы хотите понимать, что даст вам в итоге обучение.
Что "на выходе"?
Было бы несправедливо говорить, что одна модель в чем-то превосходит другую. И "университетские", и В2В-школы имеют как преимущества, так и недостатки. Борис Поркович: "Независимые школы гибче и быстрее реагируют на запросы рынка. Их организационная структура не отягощена громоздким бюрократическим аппаратом". Проблема заключается в том, что школы В2В не ведут научную деятельность, и ограничены в получении профессиональных аккредитаций, например, AACSB. Следовательно, они менее привлекательны для профессоров с мировыми именами.
Нельзя, впрочем, утверждать, что принципы обучения в школах с различной организационной структурой существенно разнятся. По крайней мере, с формальной точки зрения особых отличий нет, считает Павел Данейко. "И там, и там примерно одинаковый состав преподавателей, проводятся исследования, предлагаются схожие программы обучения. Разница - в подходах. Только совокупность деталей позволяет говорить о принадлежности школы к определенной модели".
|
Университетская школа
|
Независимая школа
|
Концепция |
Микс теории и практики
|
Развитие прикладных навыков управления
|
Преподаватели
|
Преобладают университетские профессора
|
Преобладают менеджеры-практики
|
Исследования
|
Проводятся для укрепления собственной научной школы
|
Проводятся для бизнеса
|
Знания
|
Универсальные
|
Актуальные
|
Место проведения обучения
|
На территории материнского университета
|
Собственный кампус
|
Программы
|
Вся линейка, от бакалавриата до МВА
|
Нет бакалавриата. Акцент на МВА, корпоративных программах и тренингах
|
Инвесторы
|
Нет
|
Есть
|
Абитуриенты приходят в бизнес-школы с разными целями. Для одних существенно систематизировать имеющиеся знания или получить базовые компетенции в конкретной сфере (если у них непрофильное первое высшее образование). Другие ищут профессиональную среду, контакты и уникальные технологии управления. Выбирая определенную модель обучения, и те, и другие могут с большей определенностью планировать будущее после получения диплома. И все-таки нельзя не согласиться с Павлом Данейко, который уверен, что поступать нужно в ту школу, где собраны лучшие профессора и слушатели.
Комментирует эксперт номера Сергей БЕШЕВ, директор макрорегиона "Москва" ОАО МТС:
Класс школы бизнеса определяется уровнем студентов, объемом уникальных методологий и разработок, способностью поддерживать развитие карьеры выпускников. В аудиториях нужны и менеджеры-практики, и академические профессора. Первые способны приносить свежие идеи и кейсы, но не обладают достаточным опытом для самостоятельных методических разработок. Как правило, бизнесмены блестяще проводят мастер-классы и гостевые лекции, но у них не хватает времени как на подготовку курсов, так и на постоянные аудиторные занятия. Университетские профессора, подчас не знают всех реалий бизнеса, но имеют отличную возможность изучить сотни кейсов, выявить закономерности, создать оригинальные бизнес-модели.
Большинство российских бизнес-школ находятся в сложных финансовых условиях, когда единственным источником финансирования являются средства абитуриентов. О каких инвестициях в исследования и разработки методологий может идти речь? Перед ними одновременно стоят задачи выживания в конкурентной среде, и в тоже время дифференциации по предлагаемому учебному продукту. В этой ситуации заявляемые уникальные особенности программ работают как на привлечение клиентов, так и на повышение стоимости обучения.
Если говорить о перспективах, то я бы сделал ставку на университетские школы, имеющие широкие международные связи, привлекающие преподавателей-практиков и поддерживаемые крупным российским бизнесом. В таком случае слушатели получат доступ к уникальным методикам, а после окончания бизнес-школы им будет гарантирована поддержка. Например, они смогут в дальнейшем совершенствовать свое образование на краткосрочных курсах или Executive MBA в родных стенах.
Возврат к списку
|