На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...
11.05.2007 Корпоративная культура: огнем и мечом?Как это ни удивительно, но во многих российских компаниях все еще сохранился рабовладельческий строй. Шеф лично контролирует все процессы, покрикивает, попугивает сотрудников. Стоит боссу выйти из офиса, как подчиненные тут же разыгрывают картину подобную той, что бывает в школах, когда строгая учительница покидает класс на пять минут. Чаще всего это происходит в компаниях, где о принципах корпоративной культуры только слышали.
А в вашей фирме уже разработали корпоративный кодекс, который состоит из "псалмов", в коих сказано, что все сотрудники ежедневно должны молиться на клиентов и не могут даже пищу принимать, если не уверены, что клиент удовлетворен абсолютно? Там же правила поведения в офисе, дресс-код и прочее, прочее, прочее. Документ хороший, только как он используется? И является ли его наличие признаком корпоративной культуры?
По закону стаи
Если в компании не прописаны нормы поведения, можно ли говорить, что в ней нет корпоративной культуры? Нельзя! Она существует, но носит стихийный, неуправляемый характер. Культура сложилась сама собой и обеспечивает сотрудникам определенную безопасность. С введением формальной корпоративной культуры отомрет ли неформальная? Вряд ли.
Давайте перенесемся в места заключения. Конечно, мысленно. Там сосуществуют две "корпоративные культуры". Режим и "закон". Режим предписывает определенные нормы поведения заключенных, соблюдение его контролируется, нарушения строго наказываются. Но с наступлением темноты, в дни праздников и в другие моменты, когда контроль ослабевает, вступает в силу другой "корпоративный кодекс" - "закон". Это набор воровских понятий, которые декларируют уже совсем другие нормы поведения. Следовать режиму заключенный должен только под строгим контролем, при его отсутствии нужно тут же переключаться на "понятия". Поэтому, чтобы преступники были управляемыми, руководство зоны должно жестко и неусыпно контролировать их поведение.
Из этого следует простая формула:
"Назло бабушке отморожу уши"
Прогрессивные методы управления коллективом помогают сводить к минимуму насилие. Основной же упор при этом делается на формирование определенных взглядов, убеждений. Грамотно поставленная в компании идеологическая работа дает возможность добиваться соблюдения необходимых норм поведения при полном отсутствии каких-либо распоряжений.
Итак, корпоративная культура призвана сэкономить управленческие ресурсы и снизить индекс насилия при управлении. Курьез заключается в том, что в некоторых компаниях умудряются из внедрения корпоративной культуры сделать акт насилия! Внедрить ее огнем и мечом! Кодекс пишут некие внешние консультанты, а затем предъявляют его персоналу, как повестку в прокуратуру - без обсуждения и без вариантов. И тут же устанавливается жесткий контроль по соблюдению. Разумеется, дух противоречия и креативность сотрудников толкают их на изощренные выдумки.
Принципы разработки и внедрения КК
Прежде чем отдавать распоряжение, не вредно обсудить его с тем, кто будет его выполнять. Безусловно, в бою на это нет времени, поэтому в армии солдат приучают действовать без разговорчиков. Но бизнес не всегда похож на армию. Принципы, которые будут определять атмосферу работы, следует обсуждать с работниками. Хотя бы потому, что выработанный в таком обсуждении корпоративный кодекс будет восприниматься как разумный документ, созданный самими сотрудниками, а не наемными консультантами. И сопротивление будет гораздо ниже.
Таким образом, обсуждение - первый принцип идеологической работы по выработке и внедрению корпоративной культуры.
Даже Библию, как говорят, корректировали многократно под изменяющиеся геополитические обстоятельства. Корпоративный кодекс и содержащиеся в нем заповеди можно и нужно корректировать, если таково будет веление времени. Второй принцип - коррекция.
Люди, которые часто пользуется самолетами, наверное, замечали, что правила безопасности в полете соблюдают далеко не все. Некоторые украдкой включают ноутбук на взлете. Некоторые не пристегивают ремни безопасности. Почему? Жить надоело? Нет, просто они не верят, что портативный компьютер может влиять на навигационную систему, не понимают, как в случае аварии их спасет тонкий ремешок. А то, чего они не понимают, они не принимают. Считают блажью создателей правил.
Если персонал не привлекался к выработке основных положений корпоративной культуры, а их обсуждение проходило за закрытыми дверями, сложная цепочка причинно-следственных связей между предписываемыми моделями поведения и их результатами остаются так же туманны для персонала, как связь между безопасностью пассажира и ремнем.
Поэтому третий и основополагающий принцип - разъяснения.И последнее - за нарушение принципов корпоративного поведения принято наказывать. Принцип, как вы догадались, не в этом. А как раз в противоположном. Мало кому приходит в голову, что здесь уместен антоним. Если наказываешь за нарушения, нужно поощрять за соблюдение. Не обязательно вручать медаль или даже выдавать премию. Достаточно доброго слова руководителя.
Таким образом, четвертый принцип - поощрения. Хочется верить, что компании все-таки начнут уходить от рабовладельческой модели управления. И возьмут на вооружение более прогрессивные методы.
Блиц-опрос
Какое правило корпоративного кодекса сотрудники Вашей компании нарушают чаще всего. Почему?
Валериан ХУБУЛАВА,
Александр МАЛЧИК,
Григорий РЫСИН,
|