КМВ, Пятигорск
Ставропольский край • Ставрополь • КМВ • Пятигорск • Ессентуки • Кисловодск • Железноводск • Минводы • Георгиевск
Региональный информационный портал Кавминвод
---- Игры разума
Забыли пароль?



  Сделать стартовой  Добавить в избранное     Поиск  Обратная связь  Карта сайта  Версия для печати

Мираж

 
Рок-опера «Юнона и Авось»
 
 
 



Надежда Кадышева
 


На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

23.04.2007

Игры разума

Кубик Рубика задумывался как учебное пособие для студентов архитектурного факультета. Но случай помог пластмассовому изобретению стать популярнейшей головоломкой мира, обеспечив своему разработчику — Эрне Рубику — миллионное состояние.

В начале 1980-х годов каждый пятый житель планеты был увлечен необычной задачей: сложить небольшой пластмассовый кубик таким образом, чтобы каждая из его шести граней была в одном цвете. На первый взгляд, простейшее задание требовало не только ловкости рук, но и активного шевеления мозгов, ведь головоломка рассчитана на 43 квинтильона возможных цветовых вариантов. Другими словами, если просмотреть все комбинации со скоростью тысяча видоизменений в секунду, потребуется более миллиарда лет! Несмотря на свою «заумность», кубик Рубика, к удивлению многих, стал самой хитовой игрушкой XX в., так как выяснилось, что сложная математика способна покориться любому: и 12-летнему подростку, и седовласому кандидату наук. Стоит лишь выучить несколько правильных последовательных вращений.

Цветная кубоверть

Изначально кубическая головоломка называлась «магический кубик». Такое название в 1974 г. придумал ей венгерский скульптор и профессор архитектуры Эрне Рубик, решивший наглядно продемонстрировать своим студентам в будапештской Академии прикладных искусств и ремесел пример пространственного воображения. Будучи преподавателем промышленного дизайна и архитектуры, Эрне Рубик долгое время увлекался геометрией и трехмерным предметным моделированием, поэтому конструирование учебного пособия в виде куба стало для него удачным совмещением приятного с полезным.

Главная идея разработки заключалась в том, чтобы заставить отдельные разноцветные кубики свободно вращаться на своих местах, не нарушая конструктивного единства всего приспособления. Первые пробные образцы мастерились из бумаги и картона. Потом появился деревянный куб, состоящий из 27 маленьких кубиков с разноцветными гранями. Чтобы сделать его подвижным, архитектор использовал упругие резиновые стяжки, магниты, делал специальные выступы и углубления. Но кубик оставался малоподвижным, иногда рассыпался. Перепробовав множество крепежных систем, Эрне Рубик, наконец, догадался заменить центровой внутренний кубик на цилиндрический скрепляющий механизм, который смог удерживать всю конструкцию и, главное, позволял ей свободно вращаться. В завершение изобретатель еще немного поэкспериментировал с цветовым оформлением куба, раскрашивая грани маленьких кубиков различными цифрами и картинками, но в итоге остановился на шести цветах, знакомых сегодня любому игроману.

Как только необычная разработка попала в руки студентам и коллегам предприимчивого венгра, популярность «магического кубика» стала стремительно расти. Любители логических игр восприняли новую головоломку как вызов собственному интеллекту и гибкости ума, поэтому сборщиков хаотично раскрученных кубиков в идеальный куб с шестью одинаковыми по цвету гранями можно было встретить повсюду: на улицах, в классах, ресторанах, офисах. Если вначале Эрне Рубику потребовался месяц для сбора головоломки, то через год-два фанаты кубоверчения могли справляться с задачей за считанные минуты. Выяснилось, что собрать головоломку из любого исходного состояния можно всего за 29 ходов.

Предчувствуя финансовый успех, Эрне Рубик в 1975 г. получил патент на изобретение. Успешной «кубической» карьере не помешало даже то, что подобные патенты имелись еще у четверых изобретателей: американцев Вильяма Густафсона и Ларри Николса, британца Фрэнка Фокса и японца Тератоши Ишиге, которые в период 1958-1976 гг. сконструировали похожие, но менее технологичные модели головоломки. Первая пробная партия «магических кубиков» появилась на прилавках венгерских магазинов в 1977 г., а уже через три года начались первые экспортные поставки на мировой рынок.

Геометрия успеха

Судьба пластмассового кубика могла сложиться совсем иначе, если бы венгерский учитель не познакомился с двумя предпринимателями, впоследствии ставшими своеобразными ангелами-хранителями цветной головоломки. Все решил случай. Причем дважды. Как-то утром немецкий бизнесмен Тибор Лакзи, приехавший в Венгрию в командировку, зашел в одно из городских кафе и увидел в руках у официанта странный предмет. Попробовав сложить кубик и придя в восторг, воодушевленный немец разыскал Эрне Рубика и предложил ему многообещающее сотрудничество. Второй раз кубику улыбнулась удача, когда на Нюрнбергской ярмарке игрушек, куда Лакзи отправился в поисках немецких дистрибуторов, головоломкой заинтересовался англичанин Том Кремер — изобретатель и владелец Seven Towns Ltd, одной из лондонских игрушечных компаний с обширными связями на мировом рынке. Договорившись вместе раскручивать разработку венгерского учителя, предприниматели, по сути, стали бизнес-мостиком между социалистической Венгрией и капиталистическим Западом.

Дела заладились не сразу. Как часто случается с новинками, пришлось выслушать немало претензий от воротил игрового бизнеса по поводу сложности, абстрактности и даже нетелегеничности головоломки. Однако в сентябре 1979 г. в ходе пятидневных переговоров Кремеру и Лакзи удалось все же убедить вице-президента службы маркетинга американской компании Ideal Toy Corporation начать поставку в США одного миллиона кубиков по цене $10. С 1980 г. головоломка, переименованная в «кубик Рубика» (Rubik´s Cube), начинает триумфальное шествие по всем странам и континентам.

Его, как некое чудо, демонстрировали на крупных игрушечных выставках Европы, США и Японии. Авторитетные научные журналы мира размещали статьи о популярнейшем пазле, вынося фотографии кубика и портрет его изобретателя на обложки. Кстати, советский журнал «Наука и жизнь» почти в каждом номере упоминал о кубике Рубика, напечатав даже инструкцию по его самостоятельному изготовлению. Через год в продаже появились другие рубиковские разработки, самая известная из которых — «змейка» (Rubik´s Snake), позволяющая складывать из треугольных блоков различные фигуры: черепаху, собаку, пистолет, шар и т.д.

Для любителей поломать голову появились усложненные версии: куб с четырьмя (Rubik´s Revenge) и пятью (Rubik´s Professor) рядами кубиков, вместо привычных трех. Для начинающих кубовертов изобрели куб с двумя рядами, который можно было запросто носить в кармане (Pocket Cube). Наконец, сенсацией стала книга двенадцатилетнего английского школьника Патрика Боссерта, опубликовавшего в 1981 г. решение быстрой сборки кубика Рубика. Мировой тираж книги превысил 1,5 млн и стал, по данным издания New York Times, бестселлером года. В это же время мир поражался семилетнему Ларсу-Эрику Андерсону из Норвегии, ставшему самым юным сборщиком головоломки без пособий и подсказок.

Неудивительно, что пластмассовая вещица легко выиграла многочисленные конкурсы как лучшая игрушка года. Ее официально представили принцу Чарльзу и леди Диане, занесли в Оксфордский словарь и выставили в экспозиции Нью-Йоркского музея современного искусства. Массовое помешательство на головоломке было настолько велико, что в некоторых ресторанах кубик Рубика сервировался в качестве обязательного предмета, вместе с солонкой и перечницей.

Венгерская промышленность производством сверхпопулярной игрушки неплохо подтянула всю экономику страны, тем не менее, заказов было так много, что фабрики по производству кубиков открылись в Гонконге, Тайване, Коста-Рике и Бразилии. С начала 1980 г. до конца 1982 г. было продано более 100 млн официальных кубиков и вдвое больше подделок. Как и обещал Тибор Лакзи, простой венгерский преподаватель промышленного дизайна Эрне Рубик во мгновение ока превратился в миллионера и человека-легенду. За 25-летний период общие продажи кубика Рубика, несмотря на определенный спад в 1983-1991 гг., составили порядка 300 млн штук.

Алгоритм возрождения

Угасание баснословных продаж в середине 1980-х объясняют по-разному. С одной стороны, якобы перестарались производители, в избытке наштамповавшие головоломок и завалившие ими все магазинные склады. С другой — к кубику Рубика охладели сами потребители, многие из которых так и не сумели после долгих попыток его собрать.

Победное возвращение «игрушки №1» началось в 1996 г., когда усилиями все того же Тома Кремера в США было продано 300 тыс. кубиков, а в Великобритании годом позже — 100 тыс. Сегодня американская компания Hasbro Inc, владеющая авторскими правами на венгерскую разработку, утверждает, что ежегодный прирост продаж легендарной головоломки составляет 7-10%.

То, что популярность кубика Рубика переживает вторую молодость, видно и без финансовых отчетов. В мае 2005 г. греческий изобретатель Панагиотис Вердес разработал шестислойный куб, который был протестирован ярым кубовертом Франком Моррисом. Собирая обычный кубик Рубика за 15 сек., четырехслойный — за 1,10 мин., пятислойный — за 1,46 мин., с шестислойной новинкой он справился за 5,37 мин. В октябре прошлого года инициативный грек подбросил очередное задание — гигантский семислойный кубик Рубика, который «сдался» Франку Моррису через 29,31 мин.

Воодушевленные новыми логическими подвигами, изобретатели принялись предлагать самые невероятные модели головоломок. Например, в прошлом году любителям «попотеть мозгами» предложили обычную трехслойную головоломку, но с пятью гранями вместо традиционных шести. Собрать конструкцию пока смогли всего семь человек в мире. И даже меломанам нашли занятие: предложили МР3-плеер в виде кубика Рубика. Чтобы включить, выключить и управлять этим устройством, нужно поднапрячь мозги и выстроить его грани и слои определенным образом.

Несколько лет назад возобновились мировые чемпионаты по сборке кубика Рубика, которые собирают более сотни участников из 25 стран мира. Первое международное состязание, проведенное в Будапеште в 1982 г., выиграл вьетнамский студент из Лос-Анджелеса Минх Тхай, сумевший собрать головоломку всего за 22,95 сек. После продолжительного затишья, к удовольствию старых и новых фанатов занятной игрушки, с 2003 по 2006 гг. в мире прошло более 72 официальных национальных чемпионатов, половина из которых организована только в прошлом году. Чтобы зрители не скучали, кроме обычного кубоверчения на время, разрешается собирать кубик Рубика с завязанными глазами, одной рукой, ногами, на одном дыхании при нырянии в воду или с помощью зеркального отражения. На сегодняшний момент мировыми рекордсменами стали: француз Эдуард Шамбон, собравший традиционный кубик всего за 10,36 сек., американец Дэн Дзоан, справившийся с кубиком одной рукой за 17,9 сек., и финн Ансси Ванхала, умудрившийся натренировать даже ноги на сборку головоломки, — 51,13 сек.

Впрочем, новых рекордов можно ожидать уже 5-7 октября 2007 г., когда в Будапеште состоится четвертый по счету Международный чемпионат кубоверчения. Тем более что стимул проявить смекалку весьма достойный — общий призовой фонд соревнования составляет $19 550, из которых главный победитель получает $5 тыс.


Источник www.vd.net.ua

Возврат к списку







 
Ария. Пятигорск
 










О проекте История Награды Связаться с нами Реклама ссылки

Проект "КМВ и Ставропольский край". © ООО ИП АЛЬФА КМВ 2004–2024

357500 Пятигорск, ул. Панагюриште, 16, корпус 2 тел.: (961)485-11-55, (928)348-08-05