КМВ, Пятигорск
Ставропольский край • Ставрополь • КМВ • Пятигорск • Ессентуки • Кисловодск • Железноводск • Минводы • Георгиевск
Региональный информационный портал Кавминвод
---- ТРАНСФЕР НА ОРБИТУ
Забыли пароль?



  Сделать стартовой  Добавить в избранное     Поиск  Обратная связь  Карта сайта  Версия для печати

https://essentuki.kassy.ru/events/koncerty-i-shou/6-420/

 
Владимир Кузьмин
 
 
 



Надежда Кадышева
 


На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

09.04.2007

ТРАНСФЕР НА ОРБИТУ

На днях на околоземную орбиту отправится еще один турист. Его путешествие на российскую космическую станцию в составе очередной группы профессиональных космонавтов было назначено на март, но, по техническим причинам, полет отсрочили. И сейчас на Байконуре идет подготовка к апрельскому старту. Это будет «частник», оплативший из своего кармана (или кармана спонсоров) практически просто удовольствие слетать в космос.
 
И если в апреле 2001 г., когда в гости на МКС отправился пофотографировать Землю из окна иллюминатора американец Деннис Тито, это было яркое, неординарное событие для всех землян, то сегодня сборы космотуриста в «поход» к звездам — дело почти обычное. Конечно, звездный туризм еще не на потоке, но к тому идет. Прочесть на сайтах отдельных тур- агентств России, США, Японии, Канады объявление типа «Наша компания может предложить вам большой выбор экстремальных и приключенческих туров в рамках подготовки космических туристов. Вы сможете проверить и испытать себя, получить незабываемые впечатления и фотосъемки на всю жизнь» — реальность. Дело быстро коммерциализируется, и астронавт Эдвин «Баз» Олдрин (второй человек, ступивший на Луну) уверен, что не научный интерес, как прежде, а коммерция вскоре станет основной движущей силой освоения космоса. Только так и вырастет поколение, которому покорятся Марс и другие планеты.

Космический вояж

В 2000 г. международная организация Unispace опубликовала доклад, в котором раскритиковала подход к отбору космонавтов. Дескать, осваивать космос должны здоровые люди разных профессий, имеющие собственную программу пребывания в космосе и готовые заплатить за полет. Только тогда освоение человечеством космоса будет максимально результативным. Имелось в начале XXI в. и альтернативное мнение, да не чье-нибудь, а НАСА: непрофессионалы не должны летать в космос вместе с профессиональной командой, поскольку праздные «туристы» будут мешать научным изысканиям. Тем не менее ко времени обострения спора о целесообразности полетов в космос туристов в той же Америке с 1998 г. успешно работала компания Space Adventures, подбирая претендентов для отправки на российскую МКС, о чем с «Роскосмосом» был заключен соответствующий договор.

Именно усилиями Space Adventures и осуществляются коммерческие полеты на орбиту Земли. В апреле 2001 г. — Деннис Тито, в апреле 2002 г. — южноафриканец Марк Шаттлуорт, в апреле 2005 г. — американец Грегори Олсен, в сентябре 2006 г. — американка иранского происхождения Ануше Ансари. И, наконец, пятым туристом, должен стать американский миллиардер венгерского происхождения, один из основателей Microsoft Чарльз Симони. Более того — Российское космическое агентство недавно сообщило, что полеты желающих попасть на МКС расписаны до 2009 г. Так, в 2008-м в космос намереваются отправиться принцесса Великобритании Беатрис и ее бойфренд — американский миллионер, а в 2009-м — Мадонна.

Заплатите — и летите!

«Роскосмос» отыскал место в космическом корабле для частного лица по вполне меркантильным соображениям — нужны средства на развитие отрасли. Теперь у России нет тех источников, из которых финансировались советские космические программы. Конечно, $20 млн в год — смехотворная прибавка к затратам на такую махину, как космические дозоры, И все же средства, вырученные за продажу билетов в космос, идут на совершенствование тренажеров, построение новых летательных аппаратов, на проведение исследований.

Туризм предполагает значительные затраты. Космический туризм, соответственно, — затраты астрономические. Но они — ничто в сравнении со стремлением человека получить небывалые впечатления. И даже увеличение сумм не останавливает жаждущих собственноручно отснять на видео Землю с космических высот. В связи с ростом цен на материалы и комплектующие подорожала и космическая путевка. Чарльзу Симони придется выложить уже $25 млн. И цена билета будет расти, уверяет глава «Роскосмоса». В цену путешествия включена стоимость подготовки к полету (от трех до шести месяцев), различные медицинские обследования, услуги целого отряда испытателей, тренировки, прыжки с парашютом, проживание в Звездном городке и изготовление костюма. Такие услуги обходятся всего в $20-30 тыс., и если по каким-либо причинам турист не отправился в путешествие, эта сумма, естественно, не возвращается. Так случилось с японским бизнесменом, который был снят с полета по состоянию здоровья, и вместо него отправилась Ансари.

Любопытный вопрос: почему американские миллионеры летают на российских ракетах? Ответ прост: стартовать с Байконура дешевле, чем с мыса Канаверал. Полеты на небольших, по сравнению с американскими челноками, трехместных «Союзах» значительно дешевле. Турпутевка на путешествие в многоместном шаттле потянет на $70 млн. Но американцы тоже желают зарабатывать на новом бизнес-поприще. И поэтому они идут другим путем. США сделали упор на раз- витие сервиса частных суборбитальных по- летов. Вылазка на высоту в 100 км без об- лета вокруг Земли обходится всего лишь в $100-200 тыс., включая подготовку. Дом под Киевом — и тот дороже стоит!

Впрочем, русские тоже не отстают. И хотя создавать специальные корабли для суборбитальных вояжей пока не собираются, тем не менее, на суррогатном космическом полете уже зарабатывают немалые средства. Фирма «Ростуризм» предлагает в Звездном городке им. Ю.А. Гагарина погрузиться в гидроневесомость в специальном скафандре для выходов в открытый космос. Эта программа для одного человека обойдется в $5,8 тыс. Испытать космические перегрузки, схожие с теми, что испытывают космонавты при выводе «Союза» на орбиту Земли, можно по программе «Центрифуга». В зависи-мости от выбранного режима, удовольствие обойдется от $2 тыс. до $5 тыс. Ощутить перегрузки можно и на военных истребителях и сверхзвуковых самолетах. До «границы космоса» туриста-экстремала доставляет МиГ-25 на скорости более 2000 км в час. Стоимость полета — всего $15 тыс. Турист может сам провести фото— и видеосъемку (придется доплатить $250). А может заказать фильм о себе, который снимет професcиональный оператор ($700).

Блошиные прыжки

Суборбитальные полеты (их еще называют полетами в ближний космос) в качестве массовых путешест-вий — весьма перспективное дело. И не только по затратам туристов, но и по техническим возможностям. Час лету — и ты почти космонавт. Суборбитальный космический аппарат, резко набирая скорость, поднимается до нужной высоты в 100 км. Три минуты после подъема пассажиры находятся в невесомости, затем аппарат возвращается на Землю. Этой высоты достаточно, чтобы оказаться в темном пространстве и убедиться в том, что Земля — круглая. Выход в ближний космос требует всего недельной подготовки, турист должен иметь здоровые сердце и легкие.

Эту нишу космотуризма, как говорилось выше, и стремятся занять американцы. Полным ходом, начиная с конца 1990-х, в США строятся частные космические корабли для непродолжительных вояжей. Первый частный корабль SpaceShipOne появился в результате конкурса, объявленного еще в 1996 г. Ansari X-Prize. Награда в $10 млн была обещана команде, которая создаст небольшой корабль с местами лишь для трех туристов и осуществит первый полет.

В конкурсе участвовали 25 команд. Главный приз в 2004 г. достался фирме Mojave Ventures под руководством авиаконструктора Берта Рутана и одного из соучредителей Microsoft Пола Аллена. Сегодня корабль SpaceShipOne, предназначенный для коммерческого использования, запущен в серийное производство. А компания-раз- работчик уже сосредоточила усилия на создании SpaceShipTwo, чтобы поднимать туристов на высоту 140 км и обеспечивать им уже шесть минут невесомости. Аппарат еще не готов, но у Mojave Ventures уже тысячи заявок от жаждущих ощутить космические эмоции туристов. Среди этих людей значится Ричард Бренсон, владелец медиаимперии Virgin и основатель компании Virgin Galactic, которая в перспективе станет космическим туроператором. Ожидается, что в течение пяти ближайших лет за пределы земной атмосферы отправятся не менее трех тысяч астронавтов-любителей. Вся выручка фирмы Virgin Galactic пойдет на создание парка частных космических кораблей, утверждает глава фирмы.

Такие одноразовые вылеты американцы окрестили «блошиными прыжками». Ведь впоследствии корабль уже ни на что не пригоден. Поэтому не случайно в США объявлен новый конкурс — на создание многоразового космического челнока до 2010 г. Победитель получит $50 млн. Задача не простая: но- вому кораблю придется развивать скорость 28 800 км в час и подняться уже на 250 тыс. м. Но энтузиастов-разработчиков хватает.

Правила космоделов

Чтобы получить российскую визу в космос, турист должен быть полностью здоровым, доказать свою непричастность к террористическим объединениям, быть старше 18 лет и знать русский язык. Волей-неволей туристам приходится осваивать азы русской грамматики. Всех потенциальных визитеров космоса проверяют на стрессоустойчивость, чтобы при полете не возникло непредвиденных ситуаций. Поведение вне Земли прописано в Кодексе поведения команды МКС, документ имеет статус закона и ратифицирован странами — участницами МКС. Нарушение норм кодекса может обернуться для туриста арестом или судом.

Еще одно правило для туриста — поведать, чем он будет заниматься в течение недели. Хотя особых требований не предъявляется, однако праздно шататься по МКС — тоже не дело. Как известно, труднее всего пришлось первому туристу Денису Тито — его прогулки по станции были весьма ограничены. Последующим туристам открыли больше дверей. Но если Тито почти все время тратил на видео- и фотосъемку, то Шаттлуорт, Олсен и Ансари участвовали в проведении научных опытов.

Регламентируют туроператоры и формирующийся космический рынок рекламы. Каждый член экипажа может взять с собой груз до 5 кг. И потенциальные туристы попали на крючок производителей ноутбуков, КПК, напитков, продуктов — ради того, чтобы весь мир увидел из космоса их продукцию. «Роскосмос» позволил снимать такую рекламу в космосе. Три года назад главным рекламным космическим хитом был тонизирующий напиток фармацевтической компании «Оцука», а теперь — лапша быстрого приготовления от «Ниссин». Чтобы снять один такой ролик, требуется около миллиона долларов.

Американцы тоже озабочены составлением правил для космических туристов. В первую очередь — безопасности полетов. В декабре 2004 г. Джордж Буш подписал закон, регламентирующий частные полеты в космос. Открыв тем самым законодательный путь к звездам. Федеральное авиационное управление США требует, чтобы туроператоры в письменной форме оповещали клиентов о возможных рисках для бизнеса, здоровья, в том числе и для жизни. В специальном постановлении даже указывается, что космические туристы не должны предъявлять никаких претензий к правительству страны.

Колесо надземного обозрения

Пока космический вояж — развлечение только для обеспеченных людей. В космический турбизнес, кроме России и США, уже вошли Япония, Канада, Сингапур, ОАЭ. Ведущая туркомпания Японии Kinki Nippon Tourist заявляет, что звездный туризм станет основной движущей силой турбизнеса в XXI в. Американские туркомпании Virgin Galactic и Space Adventures, Orbital Space Flight Programme провели опрос, в котором участвовали люди с годовым доходом не менее $250 тыс. Результаты его показали, что к 2008 году туры на орбиту действительно могут стать массовыми. Специалисты подсчи- тали: число космотуристов увеличится до 60 человек в год.

Быстрее всего, как предполагает исследовательская корпорация Futron, будут развиваться именно суборбитальные полеты. Года через три за счет наработок в этом направлении цена на подобный «аттракцион» снизится до $50 тыс., время подготовки пассажиров сократится до нескольких часов, и туристов станет больше. Для этих целей уже готовы проекты космопортов, которые будут построены в ОАЭ и Сингапуре

У России в отношении космических путешествий размах просто глобальный. «Роскосмос» сегодня уже готов предоставлять услугу выхода туриста в открытый космос на полтора часа — в сопровождении профессионального космонавта. Естественно, за отдельную плату — $15 млн. Пока никто из обычных землян не рискнул. Более того, Россия задалась целью организовывать межпланетные экскурсионные круизы вокруг Луны за $100 млн. Обещают и Марс в дальнейшем. Правда, чтобы совершить межпланетный вояж, путешественнику придется не только выложить необходимую сумму, но и предложить заслуживающую внимания научную программу. Для тех, кого терзают приступы лунатизма, уже в 2017 г. появится первый настоящий отель на Луне — Hilton. Что ж, бронируйте места, господа!

ЗАТРАТЫ КОСМИЧЕСКИХ ТУРИСТОВ

  • Работа медкомиссии, обследование — $420 за час Практические занятия на «Союзе-ТМ» —$1190 за час
  • Тренировка на центрифуге — $1680 за 10 минут
  • Учебный полет в невесомости — $28 тыс. на 12 человек
  • Вся подготовка в целом плюс — изготовление костюма — $20-30 тыс. на человека
  • Полет на МКС продолжительностью 7-8 дней — $25 млн

ХАЙДЕМАРИ СТЕФАНИШИН-ПАЙПЕР инженер-космонавт NASA: «Космические туристы полезны и спецам не мешают»

Астронавтка недавно побывала в Украине по приглашению Фонда Пинчука: ведь по происхождению Хайдема- ри — украинка. «ВД» воспользовалась случаем и, благодаря содействию фонда, предложила ей ответить на несколько вопросов.

>>Как вы относитесь к развитию гражданского космического туризма? Не является ли новинка абсурдом с точки зрения науки, научного прогресса?

— Я думаю, что развитие гражданского туризма — естественный прогресс для космической отрасли в целом. Хотя туристы и не выполняют ту же миссию, что профессионалы, однако правительственные агентства будут поддерживать это направление в целях научных исследований. Скажем, тех задач, которые не требуют длительного многомесячного пребывания на Международной космической станции.

>>Могут ли быть полезны гражданские членам экипажа на борту?

— Не думаю. Уровень подготовки туристов не столь высок. Они не проходят полный курс обучения (если, конечно, не тренируются так же интенсивно, как члены команды) и не имеют нужной технической базы, чтобы понять, как работают все системы на борту корабля и космической станции. Большинство туристов учатся только тому, что будут выполнять на орбите.

>>Представим, что космический туризм будет бурно развиваться и многие люди начнут летать в космос. До- статочно ли пары месяцев подготовки, чтобы почувствовать себя полноценным членом команды?

— Все зависит от того, как долго туристы будут в космосе и что от них ожидается. Если они в космосе, чтобы совершить одно- или двухвитковый орбитальный полет, длительных тренировок не потребуется. Но если они летят на МКС на борту «Союза», трехмесячным обучением не обойтись.

>>На что бы вы посоветовали обратить внимание желающим совершить выход в открытый космос?

— Не думаю, что обычным людям стоит выходить в открытый космос. Слишком большой риск.

>>Нужны ли какие-то особенные условия астронавтам-женщинам в космосе?

— Нет.

>>Полетели бы вы в космос, если бы за это нужно было заплатить $25 млн?

— У меня нет таких денег на отпуск.


Автор "Власть денег"
Источник www.vd.net.ua

Возврат к списку







 
Ария
 










О проекте История Награды Связаться с нами Реклама ссылки

Проект "КМВ и Ставропольский край". © ООО ИП АЛЬФА КМВ 2004–2024

357500 Пятигорск, ул. Панагюриште, 16, корпус 2 тел.: (961)485-11-55, (928)348-08-05