КМВ, Пятигорск
Ставропольский край • Ставрополь • КМВ • Пятигорск • Ессентуки • Кисловодск • Железноводск • Минводы • Георгиевск
Региональный информационный портал Кавминвод
---- Своё дело - "ПОЛЮБИТЕ ГАЛЕРИСТА"
Забыли пароль?



  Сделать стартовой  Добавить в избранное     Поиск  Обратная связь  Карта сайта  Версия для печати

Мираж

 
Рок-опера «Юнона и Авось»
 
 
 



Надежда Кадышева
 


На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

09.04.2007

Своё дело - "ПОЛЮБИТЕ ГАЛЕРИСТА"

Бизнес на современном искусстве становится все более популярным. Собственники галерей — не просто деловые люди. Это менеджеры, разбирающиеся в искусстве, совмещающие свои знания с промоутерством, маркетингом и рекламой. И нам интересно подсмотреть,да и взять лучшее, из того, как это происходит на Украине...
 
Если раньше украинские художники и скульпторы ломали голову над тем, как продать свои работы, то сейчас их делами занимаются арт-бизнесмены. Их заработок — комиссия, прибавляемая к стоимости работы. Впрочем, комиссия для них — далеко не чистая прибыль. Из своего кармана галереи оплачивают промо-кампании, презентации для клиентов и даже допремьерные показы для VIP-персон с выездом на дом.

Вслед за модой на предметы искусства давно ушедших эпох растет популярность и произведений современников. Объясняется это просто — произведения современного искусства стоят дешевле антиквариата, а темпы удорожания — почти такие же. Работы ряда авторов за последние пять лет поднялись в цене в пять-шесть, а то и десять раз.

Среди сложностей галерейного бизнеса — дефицит арт-менеджеров, критиков и рост арендной платы. А расположение галерей в лакомых центральных уголках города и вовсе превращает их в объект для рейдерства.

Рынок, объемы которого в Украине уже составляют $100 млн, продолжает расти. Возможно, покажется странным, что основным двигателем рынка является… строительство. Но это действительно так — интерьеры квартир и загородных домов нужно украшать, и потому спрос постоянно растет. Исследований динамики рынка операторы пока не проводили, но предполагают, что ежегодный прирост составляет 20-25%. В ответ на это растет и число галерей, выполняющих посреднические функции между художником и клиентом. Впрочем, их руководители не согласны со столь однобокой характеристикой галерейного бизнеса и акцентируют внимание на своей образовательной и воспитательной роли. Именно так позиционируют себя герои нынешнего «Бизнеса в лицах». По их единодушному мнению, они не просто продают картины и скульптуры, а популяризируют украинское искусство и поднимают культурный уровень в стране: будь то открытие новых имен, выпуск каталогов или продвижение оригинальных арт-проектов. Несмотря на схожую оценку своей роли, особенности у каждой галереи свои. РА — умудренные опытом старожилы рынка, «Колекцiя» — амбициозный новичок, «Мастерская Деревянко» — небольшой авторский проект. А их руководители, в свою очередь, разными путями приходили в галерейный бизнес.


Дарина ЖОЛДАК, директор галереи «Колекцiя»

Ее присутствие в мире искусства — логичное продолжение семейной традиции. До этого Дарина Жолдак работала в рекламной сфере, но именно с приходом в галерейное дело связывает свое обращение к вечному и настоящему. Для успеха художника важен талант, профессионализм и раскрутка. А будущее галерей, по ее мнению, — за поиском новых имен и оригинальными арт-проектами.

ПАСПОРТ КОМПАНИИ

  • Год основания 2006
  • Количество сотрудников 3
  • Число задействованных 7 (смена авторов экспозиции — ежемесячно)
  • Экспозиционная площадь 100 кв. м
  • Направление работы современное искусство

«Арт-галерея — это не только площадка для развития художников. Каждый из них представляет свое видение мира, а знакомить с ним людей — наша главная задача», — так формулирует миссию галериста Дарина Жолдак.

Прежде чем возглавить «Колекцiю», она освоила культурологическую и журналистскую специальности, работала в иностранных гуманитарных проектах, успела получить опыт и в рекламном бизнесе, однако, по ее словам, из культурной среды никогда не уходила. «А когда у меня родилась дочь, произошла определенная переоценка, я стала задумываться о настоящем занятии на всю жизнь и таким образом снова вернулась к искусству». На плечах Дарины Жолдак — организационная работа. На старте инвестором галереи выступил бизнесмен Юрий Когутяк, вложивший в ее развитие около $500 тыс.

Особенность же галереи «Колекцiя», по мнению Дарины Жолдак, — комплексный подход к организации выставок и высокий уровень представляемых художников. Пример для подражания — принципы работы западных галерей. Адаптируя их практику под украинские реалии, «Колекцiя» вкладывает заработанные на продажах деньги в обширную сопроводительную программу. И ищет новые имена.

«Художников мы выбираем самостоятельно, будучи уверенными, что они достаточно талантливы и профессиональны, чтобы заинтересовать коллекционера». Отмечает г-жа Жолдак и значение пиара. В Украине уже есть художники, которые активно работают над самопиаром, и это нормально. Пребывание имени на слуху влияет на продажи. Впрочем, коллекционерам, которые побаиваются попасться на удочку сиюминутной популярности имени, она все же советует обращаться в галереи, где подбором работ занимаются профессиональные кураторы.

По наблюдениям директора галереи, в Украине уже сформировался определенный круг людей, для которых посещение выставок, галерейных проектов, арт-презентаций — это уже неотъемлемая часть светской жизни.

Дарина Жолдак доброжелательно отзывается о своих коллегах по галерейному рынку и радуется пополнению в их полку: только в Киеве за последний год открылось четыре новых галереи. По ее словам, они не конкуренты, а союзники, ведь все так или иначе продвигают искусство. «Современный арт-рынок в Украине переживает период становления, и каких-либо серьезных изменений можно ожидать в перспективе 5-10 лет», — прогнозирует она. Пока что места хватает всем, и отечественные галеристы семимильными шагами проходят путь, который уже прошел западный рынок.


Андрей ТРИЛИССКИЙ, директор галереи РА

Возглавляемая им галерея — одна из старейших в Украине. Он характеризует ее как творческую лабораторию, эмоциональную галерею, и не любит, когда арт-рынок воспринимают как незамысловатую продажу имени или проекта. Сегодня он развивает в РА обучающие арт- и фотопроекты и стремится распространить свою деятельность за пределы Украины.

ПАСПОРТ КОМПАНИИ

  • Год основания 1993
  • Количество сотрудников 5
  • Число задействованных авторов 15
  • Экспозиционная площадь 150 кв. м
  • Направление работы современное искусство и фотография

«По образованию я инженер, но по складу ума — гуманитарий», — говорит о себе Андрей Трилисский. В начале 1980-х студент КПИ подружился с художником, и эта встреча коренным образом повлияла на его дальнейшую жизнь: из среды «технарей» он попал в мир искусства. «Говорят, что любой бизнес рождается на кухне. В моем случае так и было: сначала я просто помогал другу продавать его картины, работая при этом инженером. Позже возникла идея создать галерею и серьезно заняться арт-бизнесом», — вспоминает он.

Галерея РА — одна из старейших в Украине. К слову, с египетским богом Солнца название не имеет ничего общего — это аббревиатура от имен основателей. Когда она открывалась, в 1993 году, отечественный арт-рынок не просто переживал период становления — он пребывал еще в младенчестве, и потому все приходилось начинать с нуля. РА сконцентрировалась на поставангардном и концептуальном направлении. По мере развития галереи появились фотопроекты, выросшие из разовых мероприятий в целое направление с отдельным залом. Еще одна особенность РА — учебный центр современного искусства с фото- и арт-школой. Это не замена главной функции галерейной, а стремление повысить с помощью фотоискусства общий культурный уровень в стране.

Помимо новых направлений работы, особенность РА ее директор усматривает в эмоциональном моменте. Имеется в виду непосредственно характер работы, а не шоу-презентации. «Просто продажа картин — это салон, а галерея — это постоянное движение, эксперимент… Это творческая лаборатория. И стандартная формула бизнеса «деньги-товар-деньги» в данном случае не подходит».

Как старожил на арт-рынке он эмоционально воспринимает все его проблемы. В частности то, что в Украине так и не сформировался круг арт-критиков и кураторов, досконально разбирающихся в искусстве.

Без особого энтузиазма г-н Трилисский воспринимает самопиар в мире искусства. Художник должен творить, а дело галерей — заниматься его раскруткой. Отмечает он и то, что в украинском искусстве еще не появились меценаты в классическом понимании этого слова: как правило, речь сегодня идет о спонсорах, которые хотят получить что-то взамен.

По его словам, сегодня галереи нередко привлекают к оформлению помещений: они занимаются подборкой тематических работ.

По мнению Андрея Трилисского , арт-рынок имеет все предпосылки к развитию. Разумеется, приостановить его может продажа домов, в которых находятся галереи и мастерские. Виной тому — рейдерские атаки… «Но движение вперед все равно не остановить. Были же во времена СССР квартирные выставки, и искусство все равно развивалось», — отвечает он на вопрос о том, что будет при самом мрачном сценарии.

А среди своих ближайших планов Андрей Трилисский называет выход на международный уровень: о современных украинских художниках должен узнать весь мир.


Олег МАКАРЧЕВ, директор «Мастерской Деревянко»

Пришел в арт-бизнес из банка. Знакомство со скульптором сыграло решающую роль для его карьеры и стало началом авторской галереи «Мастерская Деревянко». На первый план он выводит индивидуальный подход к клиенту как ключевое требование рынка. Поэтому в возглавляемой им галерее можно выбрать как готовые художественные произведения, так и заказать их «под себя».

ПАСПОРТ КОМПАНИИ

  • Год основания 2005
  • Количество сотрудников 7
  • Число задействованных 7 авторов
  • Экспозиционная площадь 130 кв. м
  • Направление работы выполнение индивидуальных заказов (скульптура, фотографии)

Знакомство с галерейным бизнесом для Олега Макарчева началось с заказа на изготовление художественной фурнитуры для своего кабинета. Тогда он работал в банке и свое будущее с миром искусства никак не связывал. Но, познакомившись со скульптором Евгением Деревянко, который и выполнил заказ, настолько поверил в его творческий потенциал, что решил сменить профессию и стать арт-директором.

Так два года назад появился персонифицированный проект имени Евгения Деревянко, в который Олег Макарчев инвестировал средства (размер инвестиций не разглашается). Им оплачивается «техническая сторона»: материалы и инструменты для работы, рекламные буклеты, промо-поддержка, участие в выставках, работа с клиентами. Скульптор, в свою очередь, всецело погружен в творчество.

Г-н Макарчев считает, что опыт банковской школы полезен для работы на арт-рынке. Но признает, что если бы работы скульптора не произвели на него столь сильного впечатления, он вряд ли бы покинул банк. О сделанном шаге Олег Макарчев ни разу не пожалел, тем более что перспективы нового бизнеса чрезвычайно оптимистичны.

Отдельное направление — работы под заказ. В количественном плане их меньше, но в денежном — они, конечно, перевешивают. В настоящее время «Мастерская» развивает еще одно направление — изготовление художественной мебели и элементов декора под заказ. «Антиквариат несет в себе энергию прошлых владельцев, и не всегда положительную. В нашем случае заряд энергии — позитивный. К тому же мы можем предложить разные стили», — поясняет он выбор направления.

Рассказывая об отечественном арт-рынке, Олег Макарчев отмечает, что в кругах коллекционеров царит определенный снобизм: покупать стараются работы уже раскрученных авторов. Это, по мнению клиентов, своеобразная гарантия инвестиций и минимизация рисков. По этой причине автору предпочтительней работать с галереями и арт-менеджерами, чем заниматься своей раскруткой самостоятельно.

А в качестве главного отличия и преимущества авторской галереи Олег Макарчев выносит индивидуальный подход. «Стремление к индивидуальности особо ярко проявляется в интерьерных решениях. Общаясь с клиентом, автор может угадать его настроение и предоставить ему именно то, что нужно», — объясняет директор «Мастерской» особенности индивидуальной работы. И именно в ней он видит главную потребность рынка и гарантию востребованности своего проекта.

 

Автор "Власть денег"
Источник www.vd.net.ua

Возврат к списку







 
Ария. Пятигорск
 










О проекте История Награды Связаться с нами Реклама ссылки

Проект "КМВ и Ставропольский край". © ООО ИП АЛЬФА КМВ 2004–2024

357500 Пятигорск, ул. Панагюриште, 16, корпус 2 тел.: (961)485-11-55, (928)348-08-05