На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...
06.04.2007
Восемь прав потребителей
15 марта международная общественность отметила Всемирный день защиты прав потребителей как день международного потребительского движения. Празднование этого дня вошло в историю после выступления Президента США Джона Кеннеди 15 марта 1962 года в конгрессе США, где он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и выделил 4 основных права потребителей: право на безопасность, на информацию, на выбор и право быть выслушанным...
Всемирная организация союзов потребителей дополнила еще четыре права. Таким образом, Всемирная организация союзов потребителей, под эгидой которой отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, признает 8 основных прав потребителей:
- право на удовлетворение основных нужд (на основные базовые товары, обеспечивающие выживание);
- право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни);
- право на информацию (право на защиту от ложной или вводящей в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах);
- право на выбор (право возможности доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);
- право на выражение интересов потребителей (право быть выслушанным: отстаивать свои интересы, побуждать правительственные органы принимать предложения потребителей к рассмотрению);
- право на возмещение (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);
- право на потребительское просвещение (право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав);
- право на здоровую окружающую среду.
В России Всемирный день защиты прав потребителей впервые особенно широко отмечался в 1994 г.
Приобретая товар или услугу, любой гражданин становится потребителем. Знание своих прав и грамотное использование законодательства в области защиты прав потребителей позволяет ему (потребителю) не только эффективно защитить свои нарушенные права, но и получить в отдельных случаях материальную компенсацию.
Если вы приобрели товар и обнаружили в нем недостатки, если Вы заказали выполнение каких-либо услуг, а услуги не оказываются или оказываются, но не так, как оговорено договором, то во всех таких случаях вы вправе считать свои права потребителя нарушенными и защищать их всеми доступными по закону способами.
Решив защищать свои права, первое, что необходимо сделать, это обратиться к продавцу (исполнителю) и известить его о выявленных недостатках товара, услуги. Первым шагом станет обращение к продавцу с заявлением.
Заявление должно быть составлено в двух экземплярах, один из которых направляется продавцу (исполнителю), а на втором продавец делает пометку о получении заявления. Если продавец отказывается принимать заявление либо ставить свою подпись, отправьте заявление заказным письмом с уведомлением о вручении.
Как правило, большинство конфликтов разрешается уже на этом этапе.
На заявление продавец (исполнитель) должен ответить в течение 7 дней. В ответе продавец может согласиться с вашими требованиями, может предложить провести экспертизу товара или уточнить условия и порядок оказания услуги.
Если ответа продавца не последовало или он вас не устраивает, то можно переходить к следующему шагу – обращение в суд.
Не будет преувеличением сказать, что Всемирный день защиты прав потребителей - это всеобщий праздник, ведь каждый из нас ежедневно выступает в роли потребителя тех или иных товаров и услуг. И во многом уровень и качество нашей жизни зависят от того, насколько соблюдаются наши права. Защита прав потребителей является одним из обязательных условий развития каждого правового государства.
Е.Кузнецова, специалист – эксперт ТО Роспотребнадзора в г. Кисловодске.
Возврат к списку
|