КМВ, Пятигорск
Ставропольский край • Ставрополь • КМВ • Пятигорск • Ессентуки • Кисловодск • Железноводск • Минводы • Георгиевск
Региональный информационный портал Кавминвод
---- Авантюры на канале...
Забыли пароль?



  Сделать стартовой  Добавить в избранное     Поиск  Обратная связь  Карта сайта  Версия для печати

https://essentuki.kassy.ru/events/koncerty-i-shou/6-420/

 
Владимир Кузьмин
 
 
 



Надежда Кадышева
 


На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

03.04.2007

Авантюры на канале...

Нынче, в начале ХХI в., вопрос о значении Суэцкого канала для мировой экономики и политики не требует особых разъяснений. Рукотворная водная артерия длиной 172 км, соединяя акватории Атлантического и Индийского океанов через Средиземное и Красное моря, является стратегическим пунктом на кратчайшем пути из Европы в Южную Азию. Однако лет 150 назад идея прокладки столь грандиозного гидротехнического сооружения спровоцировала не один серьезнейший международный конфликт. В своеобразной «холодной войне» середины ХIХ в. столкнулись интересы великих держав и крепчайшие лбы их лидеров.
 
«Локомотивом» же, сдвинувшим суэцкое дело с безнадежно мертвой точки, обеспечившим финансирование и успешное завершение строительства, оказалась воля одного-единственного человека. Не короля, не премьера, не какого-либо иного госдеятеля. Им был отставной французский дипломат Фердинанд Лессепс — вполне реальный собрат литературных героев-авантюристов типа барона Мюнхаузена и Остапа Бендера.

Историческая диспозиция

Мысль о сооружении судоходного канала между Средиземным и Красным морями была к середине XIX в. не нова. Первые эксперименты подобного рода осуществили еще египетские фараоны, повелевшие свыше 3000 лет назад прокопать канал от Нила до Лазурных вод (так древние египтяне называли Красное море). Позднее аналогичные инициативы проявляли и персидские цари, и греко-македонские монархи, и римские императоры, и арабские халифы, в разное время правившие Египтом. Впрочем, всякий раз канал постигала одна и та же участь: его неумолимо поглощали пески пустыни. В XVIII в. идеей прорыть судоходную артерию озаботились французы. Генерал Первой республики Наполеон Бонапарт, чья армия оккупировала Египет в 1798 г., посетил Суэц и увидел там остатки канала эпохи фараонов. Будущий император поручил группе специалистов во главе с инженером Лепером изучить возможности его реанимации. Изучили и пришли к положительным выводам: дело реальное, расходы составят около 25-30 млн франков. Более того — дело стоящее! Имея такой канал, французы установят контроль над всей европейской торговлей с Востоком. И тем самым нанесут ощутимый удар по экономической мощи Британской империи, завязанной на эксплуатации богатств Индии и других азиатских колоний. Но замысел лопнул: после разгрома англичанами флота Бонапарта турецко-египетское войско вытеснило французов из Северо-Восточной Африки.

Три с лишним десятилетия спустя проектом Лепера заинтересовался молодой французский дипломат Фердинанд Лессепс, назначенный вице-консулом в Александрии. Пока — лишь теоретически. В ту пору один из земляков характеризовал Фердинанда так: «Душа общества, острый спорщик, неутомимый танцор, элегантный кавалер, хороший собеседник, всеобщий баловень». Приглашенный ко двору Мухаммеда Али (захватившего после изгнания Наполеона верховную власть в Египте и формально подчинявшегося турецкому султану), Лессепс получил предложение обучить сына правителя, Саида, европейскому этикету, хорошим манерам и тонкостям верховой езды. Юноша и славный француз быстро поладили. Но служба вскоре их разлучила — Лессепс сменил несколько мест дипломатической службы (Голландия, Испания, Италия), поссорился со своим правительством, вышел в отставку. Овдовев, купил поместье близ Орлеана и планировал устроить образцовое сельскохозяйственное предприятие.

Но в планы активно вмешалась Госпожа История.

Хитроумные маневры

За пятилетие пребывания нашего героя не у политических дел (1849-1854 гг.) на смену Второй Французской республике пришла Вторая империя (1852 г.) во главе с Наполеоном III. Для экс-дипломата здесь выгода была в том, что император вскоре женился на племяннице мсье Лессепса — испанской красавице Евгении Монтихо. К тому же на египетский трон воссел ученик и старый друг нашего героя — Саид-паша (1854 г.). Все эти события заставили хитроумного француза вспомнить о Суэцком канале. Он не был бы самим собой, если бы упустил шанс.

В начале осени 1854 г. Лессепс примчался в Париж и с помощью августейшей племянницы получил аудиенцию у императора. Тот обещал поддержку доброму делу. Тогда Лессепс отправился в штаб-квартиру международного «Исследовательского общества по проекту Суэцкого канала», которое существовало уже более 20 лет. За эти годы его основателю — Анфантену — удалось привлечь к разработке проекта крупнейших инженеров-путейцев: австрийца Негрелли, англичанина Стефенсона (сына изобретателя паровоза) и француза Талабо. Негрелли разработал проект бесшлюзового канала по кратчайшей трассе через Суэцкий перешеек, Талабо отстаивал вариант со шлюзами и приближением канала к руслам его древних предшественников.

А Стефенсон вдруг заявил о полной нецелесообразности строительства. Причина крылась не в технических или инженерных несостыковках, а в политических. Британское правительство во главе с лордом Палмерстоном, его дипломатические представительства в европейских странах, а также в Турции и Египте, развернули массированную «антисуэцкую» кампанию.

На этом этапе и вступил в игру Фердинанд Лессепс. Дипломат быстро очаровал доверчивых руководителей «Исследовательского общества» и получил не только доступ ко всей технической документации относительно проектов канала, но и 6 тыс. франков на поездку в Египет для помощи делу. Прибыв ко двору Саид-паши, француз сменил вкрадчивый тон на самодовольный и уверенный. Он поведал бывшему ученику исключительно о… своих идеях и планах по сооружению канала, ни разу не упомянув о работе «Исследовательского общества». Более того, мотаясь по дипломатическим представительствам Франции и Австро-Венгрии, Лессепс, не имея ни единой разрешительной бумажки, с апломбом лгал, живописуя египетскую концессию как дело решенное.

Саид-паша подписал документ на концессию 30 ноября 1854 г. лично на имя Фердинанда Лессепса, сроком на 99 лет с момента окончания строительства, тем самым предоставив французу полномочия на основание Всеобщей компании Суэцкого морского канала. Египет должен был получить 15% доходов от эксплуатации объекта, компания — 75%, ее основатели — 10%. Узнав о том, что произошло во дворце Саид-паши, английский консул Брюс устроил Саид-паше скандал, но было уже поздно…

Пиар-война

Одержав первую победу, Лессепс возвратился в Париж — чтобы настроить императорский двор и общественное мнение против обворованного «Исследовательского общества». Затем концессионер двинулся в Стамбул, Лондон, Вену — чтобы настроить инженерные и деловые круги на поддержку суэцкого строительства. Несмотря на мощнейшее противодействие английских властей и дипломатов, талантливый пропагандист преуспел даже в Британии — получив сторонников в стенах парламента! Агитацию Лессепса за Суэцкий канал можно считать, по сути, одной из первых в истории четко спланированных и успешных пиар-компаний. Наконец, даже Негрелли согласился сотрудничать с Лессепсом — ведь принят был именно его проект.

Предполагалось, что расходы на строительство составят 200 млн франков. Их надлежало собрать за счет продажи 400 тыс. акций, по 500 франков каждая. Чтобы получить средства, Лессепс отправился по старым европейским маршрутам. К тому же предстояло вновь пиариться, поскольку давление англичан на турок и потенциальных акционеров Компании Суэцкого канала в Европе усилилось. Лорд Палмерстон назвал проект «мыльным пузырем» и доказывал его вред коренным интересам Британии. Ему удалось убедить в этом императора Австро-Венгрии, правительства Германии и Италии, чьи финансовые структуры отказались покупать «ненадежные» акции.

Лессепс пошел ва-банк. Он умело сыграл на патриотических чувствах и антибританских настроениях соотечественников, объявив в октябре 1858 г. о свободной продаже акций. За короткое время во Франции удалось пристроить более половины пакета — 207 тыс. 111 акций. Они стали собственностью множества мелких вкладчиков: офицеров, врачей, чиновников, адвокатов, торговцев, духовенства и ремесленников, храбро рискнувших своими сбережениями. Покупатели расценивали столь ответственное решение как своеобразную месть англичанам за поражение французской армии Наполеона I при Ватерлоо. В Египте Лессепс продал 97 тыс. 517 акций, из которых 64 тыс. приобрел Саид-паша. Со временем он купил еще более 100 тыс. нераспроданных ценных бумаг, в частности, и 85 тыс. акций, зарезервированных поначалу для Англии, Австрии и других стран — противников проекта. Так правитель Египта стал главным акционером Суэцкого канала.

А Лессепс, ввиду продажи большей части акций мелким акционерам, стал почти неограниченным хозяином компании. Хотя, с юридической точки зрения, она создавалась путем беспардонного обмана инвесторов. Ведь учредительный документ акционерного общества был основан на концессии, предоставленной Египтом, а без утверждения турецким султаном (Египет был подконтролен Османской империи) она была фактически недействительна. Британия усиленно давила на турецкое правительство с целью не допустить положительного решения. Однако воля нахального француза победила, и 25 апреля 1859 г. на месте, где ныне стоит Порт-Саид, начались работы.

Через десять с небольшим лет — 17 ноября 1869 г. — канал был помпезно открыт, действо обошлось египтянам в 28 млн золотых франков. Почетными гостями были австрийский император и французская императрица, голландский, прусский принцы и прочие европейские августейшие особы. Все они вручили главному виновнику торжества — Фердинанду Лессепсу — высшие награды своих государств.

Контратака англичан

Вместо запланированных 200 млн франков строительство влетело в 432 млн 807 тыс. 882 франка. Разницу возместили за счет неустойки, оплаченной египетским правителем, и ценных бумаг, разыгранных в лотерею. На 1 января 1870 г. в кассе Компании Суэцкого канала имелся лишь 21 млн франков наличными и множество платежных обязательств. Средств не хватало даже на покрытие расходов, связанных с деятельностью самой компании, вынужденной оплачивать 5%-ные дивиденды и высокие проценты по ссудам. В целом дефицит первого года составил почти 10 млн франков. На Парижской бирже цены на акции Компании Суэцкого канала к концу 1870 г. упали до 272 франков, а в начале 1871-го — до 168. Однако последующие годы показали, что для волнений нет оснований. Общий тоннаж судов, прошедших через канал уже в 1875 г., достиг 2 млн т, а чистая прибыль составила 12 млн франков. На шестом году работы компания преодолела все материальные затруднения.

Но кто знает, откуда ждать подвоха… Пока компания выживала, ее главный акционер — правитель Египта — оказался в финансовом затруднении и продал свои акции… британскому правительству за GBP4 млн. Так основным собственником канала оказались те, кто активнее всех выступал против его строительства. В течение последующих 50 лет пятисотфранковые акции Компании Суэцкого канала поднялись в цене на Парижской бирже до 17 тыс. франков. И в дальнейшем компания стала одним из самых высокодоходных предприятий мира.

А что же Фердинанд Лессепс? В год открытия канала ему исполнилось 64, он женился вторично — на 21-летней креолке Луизе де Брагар. Великий комбинатор-авантюрист был на вершине триумфа и не подозревал о грядущих испытаниях, ожидающих его за тысячи километров к западу от Суэца и связанных с проектом нового канала. На сей раз — на Панамском перешейке американского континента.


Автор "ВЛАСТЬ ДЕНЕГ"
Источник www.vd.net.ua

Возврат к списку







 
Ария
 










О проекте История Награды Связаться с нами Реклама ссылки

Проект "КМВ и Ставропольский край". © ООО ИП АЛЬФА КМВ 2004–2024

357500 Пятигорск, ул. Панагюриште, 16, корпус 2 тел.: (961)485-11-55, (928)348-08-05