Поправки в законодательство, которые в первоначальном виде должны были запретить употребление долларов и евро на ценниках, в рекламе, а также в любых публичных выступлениях, прошли в среду итоговое третье чтение в Госдуме. Однако они были значительно смягчены.
Идея ввести запрет появилась в апреле 2006 года у секретаря Общественной палаты академика Евгения Велихова. Депутаты ее с энтузиазмом поддержали.
«Рубль должен стать всемирно уважаемой валютой, – объяснял законодательную инициативу спикер Госдумы Борис Грызлов. – Рубль – это та денежная единица, которая повсеместно должна упоминаться в России».
В итоге в Госдуму поступило два законопроекта. Один – поправки в закон о правительстве – запрещал чиновникам и должностным лицам упоминать слова «доллар», «евро» и «у. е.» в публичных выступлениях. Второй документ распространял эту норму также на дупутатов и членов Совета федерации и запрещал использовать доллар, евро и «у. е.» торговым организациям, рекламщикам и журналистам, пишущим о российской экономике. «Употребление в речи иностранной валюты подрывает отношение к российскому рублю, – заявлял тогда единоросс Валерий Гребенников, представлявший закон в Думе. – Мы все стремимся, хотя бы и подсознательно, подменить денежное обозначение в рублях долларом или евро».
Нарушившим табу грозило сначала предупреждение, а затем штраф. Так, за газетные материалы и рекламные ролики предполагалось штрафовать граждан на 5–10 МРОТ, должностных лиц – на 40–50, юрлиц – на 100–2000 МРОТ.
Против таких мер сразу выступили многие предприниматели, рекламные агентства и члены правительства. «Абсурдность закона очевидна. Я бы назвал его «патриотическим актом», но не очень продуманным», – говорил министр финансов Алексей Кудрин.
К третьему чтению, которое должно было состояться зимой, из обоих законопроектов исчезло всякое упоминание о санкциях за нарушение запрета. Но, видимо, и этого его противникам показалось мало.
В среду законопроект, запрещающий указывать стоимость в долларах, евро и у. е., был возвращен во второе чтение и пополнился еще десятью смягчающими поправками.
Цены на товары и услуги по-прежнему предписывается указывать в рублях, это касается и рекламы. Но теперь появилась возможность уточнять «при необходимости» их стоимость в иностранной валюте.
Эксперты полагают, что столь жесткий запрет никто реализовывать на самом деле и не собирался: проект был нужен для того, чтобы принести его инициаторам политические дивиденды.