На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...
07.06.2006 Свой бизнес: пришел, увидел,Как стать миллионером? Некоторым везет, они ими рождаются, другие счастливчики выигрывают в лотерею или находят клад. На худой конец, можно ограбить банк. Только вот счастье будет недолгим. Есть еще один вариант – заработать. Но как? Благодаря мучительным поискам ответа на этот вопрос многие люди становятся предпринимателями.
На практике существует, как минимум, три способа открыть свой бизнес. Первый - реализовать собственную удачную идею и организовать дело с "нуля", второй - приобрести готовый бизнес. И, наконец, третий - купить франшизу успешной торговой марки.
Свое дело с "нуля"
Если вы решите идти по первому пути, то помните, что в нынешних условиях становление бизнеса, основанного на собственной идее, дело небыстрое. Ирина Синицина, бывший генеральный директор Vogue cafe, три месяца назад занялась открытием своего ресторана. Все это время ушло только на маркетинговые исследования и поиск подходящего помещения. "Это один из самых сложных этапов, важно все учесть. Во-первых, нужно оценить месторасположение, выяснить, кто ближайшие конкуренты, какова будущая аудитория. А во-вторых, необходимо изучить технические условия помещения: мощность электричества, вентиляция, канализация и т.д. Из-за подобных "мелочей" некоторые рестораны не могут открыться годами", - поясняет Ирина. Потом начнутся другие проблемы - проверка и согласование документации с многочисленными бюрократическими структурами, заключение долгосрочного договора аренды, строительство. Кроме того, продвижение новых продуктов и идей связано со значительными первоначальными затратами. И если у вас нет большого капитала, то найти инвесторов будет совсем не просто. Они, как правило, неохотно вкладывают средства в новые высоко рискованные проекты. Конечно, можно попробовать обратиться в венчурные фонды, но пока они в России не так распространены, как на Западе. Какую же отрасль выбрать, если первоначальный капитал невелик? Юрий Ровенский, генеральный директор группы компаний "РБК", советует обратить внимание на сферу услуг. Этот рынок очень широк, здесь есть место для профессионалов, занимающихся страхованием, аудитом, юриспруденцией… Рост благосостояния населения неизбежно вызывает спрос в этих секторах. Неслучайно в развитых странах на сферу услуг приходится порядка 70% ВВП. Еще один немаловажный плюс - если по каким-то причинам дело не пойдет, то достаточно легко будет переориентироваться. А вот традиционная вотчина малого бизнеса - торговля - становится не очень привлекательной. "Если еще несколько лет назад начинающие предприниматели стремились в торговлю, то в последние годы они больше присматриваются к автомастерским, салонам красоты и ресторанам, - замечает Владимир Ермолаев, руководитель департамента консалтинга и продаж компании "Магазин готового бизнеса". Заниматься производством сегодня тоже очень тяжело. Оно требует больших инвестиций, специальных знаний, да и конкуренция огромная. Хотя небольшое производственное предприятие может существовать весьма успешно, особенно если речь идет об узкой и понятной нише, например, такой, снеки. Тем не менее, опыт показывает, что жизненный цикл подобных предприятий довольно короток, и удерживать их наплаву продолжительное время очень сложно. Сергей Санько, генеральный директор компании R2, считает, что на рынке и так наблюдается избыток производств. Кроме того, в этой сфере доминируют глобальные корпорации. "В то же время любую нишу можно занять за счет качества продукции. Именно оно определяет сегодня успех или неудачу любого бизнес-проекта", - уверен Николай Агурбаш, генеральный директор компании "Мортадель". Наиболее свободны, при кажущейся насыщенности, те ниши, в которых предлагается интеллектуальный продукт, например, IT-программирование. Во-первых, такие проекты не требуют особых вложений. А во-вторых, они не имеют предела качества, находятся в динамичном развитии, в постоянном совершенствовании, поэтому всегда перспективны. Готовый бизнес: "за" и "против"
Вас наверняка заинтересует, что выгоднее: создавать компанию с нуля или покупать готовую? На этот вопрос нет однозначного ответа, все зависит от ситуации. Одно дело, если вы собираетесь открыть уникальный проект, и совсем другое - традиционный. По большому счету, рынок уже поделен, и в ряде случаев очень не просто, например, найти новое помещение в хорошем месте или преодолеть административные барьеры. Так, сегодня в Москве очень большой спрос на автомойки, а предложений в десятки раз меньше, потому что землеотводы под строительство предоставляются узкому кругу лиц, в основном чиновникам. Желающему стать владельцем автомойки остается только одно - купить ее.
Поэтому прежде чем принимать решение о покупке бизнеса, необходимо предварительно проконсультироваться со специалистами. Кстати, приобрести сегодня можно все: от видеопроката (стоимостью от $8 тыс. до $10 тыс.) до завода по переработке автопокрышек ($10 млн). Больше всего предложений по трем секторам: общепит (рестораны стоимостью от $150 до $400 тыс.), салоны красоты (от $35 до $100 тыс.), автосервисы (от $100 до $1,5 млн). А вот туристические компании стали менее востребованы. Владимир Ермолаев объясняет это тем, что туризм - довольно специфичный бизнес, с очень высокими рисками и большой зависимостью от персональных связей.
Франчайзинг - тоже вариант
Чуть больше трех месяцев назад Оксана и Лариса Исмагиловы из Челябинска заключили договор о сотрудничестве по системе фрайчайзинга с компанией R2, занимающейся производством и продажей мужской одежды. После института Оксана работала в банке, а Лариса врачом-косметологом, но вскоре девушки заскучали и решили поменять сферу деятельности. Сестер привлекла возможность начать собственное дело, позволяющее проявить природные способности. Из-за быстроты процесса решили открыть магазин. "Вчера захотели, а сегодня уже работает", - говорит Оксана. Кроме этого, предпринимательниц подкупили еще несколько условий: "Во-первых, мы используем известную марку, которая уже имеет вес на рынке. Во-вторых, у R2 удобные условия по поставке товара: вносим предоплату и сразу работаем. А если бы я заключила договор с одной из итальянских фабрик, то пришлось бы оплатить весь товар сразу. И, в-третьих, у R2 нет комиссии за использование торговой марки. Также франчайзер взял на себя разработку маркетинга и рекламы, помощь в юридических вопросах и т.д." В итоге первоначальные инвестиции в бизнес (на первые 6 мес.) составили $50 тыс. (оборудование, предоплата коллекции, аренда помещения, маркетинговые расходы). За год сестры планируют окупить затраты. "С одной стороны, это вложение денег, - размышляет Оксана Исмагилова. - С другой, мы сможем разобраться в бизнесе и понять, нужно ли пытаться открывать что-то свое".
В России франчайзинг только начинает развиваться. Хотя ситуация постепенно меняется. В Москве даже существует Франчайзинговый центр малого бизнеса. Его учредители - региональные фонды поддержки малого предпринимательства. Центр оказывает услуги по информационному, организационному, юридическому и финансовому консультированию для франчайзи.
Банки тоже активизировали свою деятельность в этом направлении. Например, в портфеле Банка кредитования малого бизнеса (КМБ-банка) существует несколько таких проектов. Большинство относится к сфере быстрого питания ("Ростикс", "Теремок" и др.). Банк предоставляет кредиты от $15 тыс. до $200 тыс. сроком до двух лет под 12% годовых (в рублях - 28%). Рекомендует потенциального заемщика, как правило, франчайзер. Однако при этом заемщик должен обладать не менее 30% собственных средств на реализацию проекта.
По словам консультантов из "Магазина готового бизнеса", стоимость открытия одной точки по франчайзинговому договору весьма условна: все зависит от возможностей франчайзи, затрат на аренду помещения. Для общепита средняя величина инвестиций в Москве составляет $250 тыс.
Прежде чем принять решение о франчайзинговом договоре, обойдите коллег по марке, узнайте, насколько бизнес прибылен. В идеале стоит убедиться в хороших доходах и самого франчайзера. Правда, только немногие из них открывают все карты, ссылаясь на так называемую коммерческую тайну.
Какой бы способ открытия бизнеса вы не выбрали, задумайтесь, нужно ли это вам? Почти каждый, начиная какое-то дело, полагает, что будет его господином. Но многие становятся если не рабами своего бизнеса, то слугами. Учитывайте это, прежде чем вступать на путь предпринимательства. Блиц-опрос На Ваш взгляд, какие типичные ошибки совершают начинающие предприниматели? Ваши рекомендации. Наталья ПЕТЛЯКОВА-ФРАМ, генеральный директор компании One2Remember:
- Некоторые думают, что смогут организовать свой бизнес, основываясь на украденных контактах и идеях. Как правило, такие предприниматели делают проекты, у которых нет будущего. Мой совет: начинайте свое предприятие с оригинальной идеи, формируйте новые ниши на рынке, не ввязываясь в конкурентную борьбу. Карен ХАЧАТРЯН, председатель совета директоров компании "R&B Outdoor":
- Типичная ошибка начинающих предпринимателей - отсутствие концепции будущего дела. Нужно четко понимать конечную цель. Если ее нет - бизнес обречен. Если же она есть, необходимо прописать каждый шаг. Нельзя торопиться, забывать о мелочах, иначе они дадут о себе знать в самый неподходящий момент. И еще: для того чтобы добиться успеха, совершенно необязательно работать днем и ночью. Просто нужно рационально использовать рабочее время. Роман РОЖНИКОВСКИЙ, ресторатор ("Ностальжи", "Шатёр", "Грабли"):
- Многих подводит незнание основ маркетинга, который дает возможность оценить, насколько хороша бизнес-идея в конкретных условиях. Например, будут ли услуги ресторана с определенной кухней, атмосферой и ценами востребованы в конкретном месте. Свой первый бизнес я открыл в 1987 году на заре перестройки - игровые компьютерные приставки к телевизорам, на тот момент очень актуальные. Это был хорошо поставленный бизнес, но он действовал очень короткое время, так как вскоре стали появляться домашние компьютеры. Если бы я быстро не переориентировал бизнес, то потерял бы все деньги.
Взглянуть на идею сверху и разработать долгосрочную стратегию - вот что зачастую забывают сделать начинающие предприниматели. Надежда КОПЫТИНА, президент Группы компаний "Лёдово":
- Мне раньше казалось, что со мной все конкурируют, а на самом деле - люди хотели стать моими партнерами и стремились к взаимовыгодному сотрудничеству. Благодаря внутреннему духовному росту моя концепция ведения бизнеса изменилась и теперь приносит успехи. Молодым предпринимателям нужно быть готовым прилагать много усилий для того, чтобы успешно преодолевать все трудности. И, как говорил Черчилль, никогда, никогда, никогда, никогда не сдаваться. Ведь любой кризис - это всегда новые возможности, опыт и знания! В любой жизненной ситуации нужно быть настойчивым, смелым и решительным, а главное, всегда сотрудничать с профессионалами и учиться у них. Юридическая консультация Если вы уже решили, что хотите открыть свой бизнес, то первым делом нужно оформить свой статус. Что лучше: зарегистрироваться в качестве частного предпринимателя или создать юридическое лицо? Инна ДЕМИНА, юрист юридической компании "Деловые консультации и аудит":
- Вариантов на самом деле не очень много. Наиболее распространены следующие формы: частный предприниматель (ПБЮЛ), общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (ОАО и ЗАО). Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Если вы начинающий предприниматель и собираетесь открыть небольшой бизнес, то предпочтительна форма ПБЮЛ. Преимущества частного предприятия:
Недостатки:
Общество с ограниченной ответственностью
является юридическим лицом и имеет собственное название. Число участников ООО не может быть более 50-ти. Минимальный размер уставного капитала ООО - 100 МРОТ.
Преимущества:
Недостатки:
Процесс создания акционерного общества
не сильно отличается от общества с ограниченной ответственностью. Однако основной особенностью при его создании является регистрация выпуска акций в ФСФР РФ. В ЗАО возможно не более 50-ти акционеров. Как только появляется 51-й, возникает необходимость перерегистрации предприятия в ОАО. Уставный капитал ОАО должен быть не менее 1000 МРОТ, в ЗАО - 100 МРОТ.
Таким образом, создавая свой бизнес, учредителям необходимо определить конкретные обстоятельства и цели, учитывая при этом то, что основные различия между организационно-правовыми формами заключаются в степени:
Бизнес-план Открываем блинную
Если взять идеальный случай, что все сделано как надо и по государственным расценкам (санэпиднадзор, пожарные, вневедомственная охрана), то можно уложиться в $80 000.
Аргументы "за" открытие своего дела
Аргументы "против"
|